Инструментов сотрудничества с другим человеком множество, и все они опираются на взаимное доверие и контакт. Экологичная коммуникация включает два принципа: искренний интерес к собеседнику и умение задавать вопросы.

Способность задавать последовательно правильные вопросы настолько редка, что ее можно сравнить с талантом. Но мы, как и автор «Полного руководства по методам, принципам и навыкам персонального коучинга» Джули Стар, уверены — это навык, и он может быть развит при определенной концентрации внимания и практике.

Задавая собеседнику вопрос, мы тем самым влияем на направление его мысли. Правильно сформулированный вопрос, заданный вовремя, может устранить барьеры и побудить к жизненно важным решениям. Это навык, который важен и для подростков, и для взрослых. В этом посте мы собрали короткую инструкцию по тому, как задавать вопросы.

Что такое хороший вопрос?

  • Он простой — сформулирован ясно и односложно;
  • Он имеет цель — вам понятно зачем задается вопрос, и какую информацию вы хотите получить;
  • Он будет оказывать влияние, но не будет устанавливать контроль — в нем нет скрытых смыслов, намеков и попыток склонить к «правильному» варианту.

Как задать хороший вопрос, в зависимости от ситуации?

  1. Собрать общую информацию:
    Ты не мог бы рассказать побольше о том, что случилось?
    Ты не мог бы рассказать подробнее об этом?
    Что еще об этом можно рассказать?
  2. Собрать конкретную информацию:
    Что конкретно тебя тревожит в …?
    Ты можешь мне сказать, что именно она сказала?
    Ты помнишь, что ты увидел/чувствовал/слышал?
  3. Помочь собеседнику вспомнить что-то более четко:
    Что ты помнишь о том, что случилось?
    Что же из этого кажется тебе важным сейчас?
    Ты можешь сообщить еще какую-то информацию, которая была бы важна для нас здесь и сейчас?
  4. Переключить внимание собеседника на настоящий момент:
    Что еще ты хочешь рассказать мне об это прямо сейчас?
    Что из этого кажется важным именно сейчас?
    Ты можешь сообщить еще какую-то информацию, которая была бы важна для нас здесь и сейчас?
  5. Понять ценности собеседника:
    Что же в ее словах тебя расстроило/вдохновило?
    А что из этого важно для тебя?
    А что бы ты хотел, чтобы она сказала/сделала?
    Что ценно для тебя в этом проекте?
  6. Помочь собеседнику понять ценности другого человека:
    Что было важным для нее в этой ситуации?
    Как ты думаешь, какие у нее были причины действовать подобным образом
  7. Помочь собеседнику связать две мысли или ситуации:
    Как это отразилось на том, что у тебя сейчас происходит в проекте?
    Как связан продукт, который ты сейчас описал, с тем, что ты хочешь сделать (в своем проекте)?
  8. Помочь собеседнику понять что-то с точки зрения кого-то другого:
    Как ты думаешь, какой у него был опыт?
    Что он мог чувствовать в этот момент?
    Каково было его намерение?

    man using MacBook

  9. Помочь собеседнику прийти к заключению:
    Что ты думаешь об этом сейчас?
    Какой ты делаешь вывод сейчас?
  10. Побудить собеседника к действиям:
    Что могло бы помешать тебе сделать это?
    [Следующий за ним вопрос] И как ты это преодолеешь?
  11. Побудить собеседника оценивать ситуацию позитивно:
    Что ты выиграл благодаря этому?
    Что ты получишь, если разберешься с этим делом?
    В чем заключается позитивная сторона ситуации?
  12. Побудить собеседника думать о последствиях его действия:
    Какие риски сопряжены с твоим поступком?
    Каким образом это отразится на твоих товарищах по проекту?
    На ком еще это может отразиться?
  13. Помочь собеседнику извлечь урок из события или ситуации:
    Как повлияло на твое восприятие ситуации то, что вам удалось обсудить это?
    Чему тебя это научило?
    Какова будет твоя реакция, если ситуация повторится?

Какие вопросы плохие?

Контролирующие вопросы

Такие вопросы сужают возможность выбора, содержат скрытое суждение или оказывают давление, заставляя человека давать «правильный» ответ.

И что ты почувствовал с связи с этим — ты расстроился?

Этот вопрос уменьшает возможность выбора ответа (собеседник мог почувствовать что-то другое); кроме того он содержат вложенное предположение, что собеседник «должен» был почувствовать себя расстроенным. Это плохой вопрос.

Что побудило тебя действовать так необдуманно и недальновидно?

Этот вопрос содержит вложенную критику и требование к собеседнику оправдать свои действия. Это плохой вопрос.

Как это поможет все исправить, если Костя все еще расстроен/зол?

Этот вопрос содержит вложенное несогласие с позицией собеседника и требует обоснования. Это плохой вопрос.

Что бы ты мог сделать, чтобы полностью разрешить ситуацию для всех причастных к ней?

Этот вопрос содержит требование к собеседнику дать «правильный ответ» и содержит легкое порицание. Это плохой вопрос.

А что такого есть в Ване, что ты не можешь с ним иметь дела?

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Этот вопрос сам по себе предполагает, что собеседник не может иметь дела с Ваней и осуждает это. Это плохой вопрос.

Порицающие вопросы

Порицая или упрекая собеседника за его действия, мы создаем дистанцию между ним и собою. Это действие противоположное выстраиванию близости, доверия и контакта.

Тебе не кажется, что это было немного глупо?

Этот вопрос содержит прямую оценку. Так мы рискуем потерять взаимопонимание и ухудшить сложившиеся взаимоотношения. Это плохой вопрос.

Как работают открытые и закрытые вопросы?

Закрытые вопросы требуют ответа «да» или «нет», а открытые позволяют получить больше информации, побуждают к участию в разговоре, а также помогают узнать мысли и идеи собеседника.

Закрытые вопросы (Да/Нет):

Вам понравилось это?
Вы можете сделать это?
Это будет здесь в среду?
Это все?

Открытые вопросы:

Что вас привлекло в этом?
Кому это может быть полезным?
Как нам это сделать?

Закрытые вопросы полезны для подтверждения информации (Я правильно вас понял?), для продвижения (Продолжим?) или завершения (Мы закончили?) разговора. В остальных случаях лучше использовать открытые или сильные вопросы.

Что такое сильный вопрос?

  • Он помогает переключить мысль;
  • Он дает почувствовать собеседнику себя более сильным и конструктивным в отношении какой-либо ситуации;
  • Он помогает раскрыть творческий потенциал и найти варианты выбора;
  • Он помогает воспринимать проблему как захватывающий вызов или как возможность;
  • Он помогает продвинуться вперед — от проблемы к решению.

Что ты мог бы сделать, чтобы привыкнуть к новому месту и завести новых друзей?
Что могло бы тебя отвлечь от этих мыслей?
Как ты можешь найти надежного партнера для своего проекта?

Рекомендации

Потенциал хороших и сильных открытых вопросов трудно переоценить. Мы рекомендуем использовать их для решения ситуаций, которые вызывают стресс или фрустрацию (конфликты в команде, падение мотивации и так далее), а также для проведения учебной и личной рефлексии.

Знание и понимание того, как вопросы влияют на качество нашего общения и способность мыслить может быть полезно в заданиях на коммуникацию и совместную командную работу.

Мы считаем, что использование контролирующих и порицающих вопросов — плохая практика. Они помогают использующему их человеку скрыть собственную позицию и избежать ответственности за ее проявление. В ситуации коллективных обсуждений они опасны и не экологичны по отношению ко всем участникам процесса.