Выбор профессии – непростая задача. Иногда профориентация превращается в долгие размышления, анализ, сопоставление. Это скучно и часто приводит к “логическим” выводам, далеким от реальной деятельности, которая может быть интересна для подростка. Сегодня мы расскажем, как профориентация школьников проходит в увлекательной игровой форме, решая задачу осознанного выбора.

Выбор профессии: самоопределение

профориентация и самоопределение подростков
Существует ряд психологических игр, которые наглядно демонстрируют ребенку, как выбрать профессию и чем при этом руководствоваться.

Что может «позвать» человека?

К примеру, визуализация «Призвание» ненавязчиво помогает прислушаться к себе, понять, какая цель манит и зовет.
Игра показывает, насколько важны человеку профессиональные достижения, успехи.
Правила предельно просты:

  • необходимо вдуматься в слово «призвание»;
  • представить, что или кто может «звать» человека;
  • как этот зов может проявляться;
  • как выглядит объект призвания?

Обсуждать результаты такого ассоциативного ряда детям очень нравится. Они детально описывают свои эмоции, ощущения, даже запахи. Но важнее всего – радостный трепет от встречи с «делом всей жизни», которое влечет и обещает массу интересного.

В чем радость профессии?

Упражнение «Звездный час» знакомит с различными профессиями, обращая внимание на удовлетворение, счастье, которое приносит та или иная специальность своему обладателю.

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Коллектив ребят делится на микрогруппы, каждая группа выбирает себе профессию. После этого один человек от группы, перевоплощаясь в указанного работника, рассказывает всем о смысле своей жизни, своих радостях и свершениях. Необходимо указать минимум 5 радостей, характерных для этой специальности.

Тактически выигрывает команда, наиболее полно, правдиво и убедительно рассказавшая о профессии. А стратегически выигрывают все школьники, получая мощную положительную мотивацию искать себя в любимом деле.

Намечаем цели и учитываем ценности

выбор цели и поиск ценностей
«Познай себя – и ты познаешь мир». Подростку стоит объяснить, насколько важно осознавать, что тебе дорого в этом мире. Важно понимать, ради чего ты готов трудиться, что будешь утверждать своими делами, чего добиваться.

Сколько стоят ценности?

Игра «Аукцион ценностей» позволяет на опыте убедиться, что существуют вечные, непреходящие ценности. А есть и такие, значимость которых может снижаться в зависимости от обстоятельств.

Игрокам предлагают приобрести различные жизненные ценности по установленной стоимости в ходе аукциона. Валюта – очки, заработанные выполнением тех или иных заданий (метание дротиков, решение задачек и др.)

Выигрывает тот, кто приобретет больше настоящих ценностей, а значит – тот, кто упорнее всех трудился, разработал план получения самой важной ценности. Во время обсуждения каждый ребенок может рассказать о том, что для него главное в жизни.

Как безделье влияет на жизнь?

Интересное упражнение – «Ветеран-бездельник». Оно повышает престиж труда как такового в глазах школьников, демонстрирует им, как целеустремленность, активность и терпение помогают исполнить любые желания человека.

Условия развивающей игры: в гости к классу приходят два пожилых человека (их играют учащиеся). Одни из них – Ветеран труда, добившийся счастья, признания и успеха. Второй – Бездельник, чья жизнь была праздной и бессмысленной. Ветеран и Бездельник выступят перед аудиторией с рассказом о своей жизни. На рассказ дается 3-4 минуты. За это время каждый опишет главные вехи своей жизни: начало самостоятельной жизни, трудности и как с ними приходилось справляться, достижения и провалы, реакция на них, итог жизни.

Рассказы должны быть правдоподобными, игроки должны уметь ответить на вопросы аудитории, дать совет детям. Ребята должны увидеть, в чем системная ошибка Бездельника, и как следование своей цели преобразило жизнь Ветерана. Важно подчеркнуть, что экономия своих сил, выбор более легкого пути – это всегда «безделье», снижающее качество жизни.

Развиваем навыки самопрезентации

навыки подростков в самопрезентации
В развивающей игре с азартом и увлечением можно получить важнейшие для трудоустройства навыки, в частности – умение подать себя.

Как презентовать себя?

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу» научит ребят азам составления резюме, обратит внимание на представительность внешнего облика. Ребята делятся на работодателей и кандидатов. Специальности могут выбираться любые: по легенде компания, набирающая работников, обладает вакансиями самых разных направлений, но число мест – ограничено.

Сначала собеседование проходит в малых группах, затем победители продолжают конкурс между собой. В ходе собеседования «совет директоров» может задавать любые вопросы испытуемому, оценивая его убедительность, вежливость, стрессоустойчивость и другие профессионально важные качества.
В конце игры стоит обсудить, кто выглядел наиболее убедительно и почему, отметить типичные ошибки и указать варианты их исправления.

Как раскрыть в себе уникальное?

Развивающая игра «Объявление» преследует ту же цель. Подросткам нужно написать рекламное объявление о своих услугах. Очень важно, чтобы оно полностью раскрыло высокий профессионализм кандидата, не отпугнуло хвастовством и предложило что-то особенное, уникальное, чего нет ни у кого больше.

Объявления зачитываются, группа выбирает самого интересного кандидата и задает ему вопросы, чтобы удостовериться в его убедительности и компетентности.

На всех этапах трудовой деятельности – будь то учеба, выбор профессии или непосредственно работа – человек обязан уметь:

  • правильно относиться к событиям и людям;
  • оценивать возможные риски;
  • видеть пути выхода из сложных ситуаций.

Актуальные игры, а также специализированная программа «Система Выбор» помогут вашему ребенку в обретении этих качеств.