Специальностей на свете тысячи, и постоянно возникают новые и новые. Для удобства профориентации их классифицируют. Классификаций тоже великое множество, и все они по-своему интересны.

Мы решили познакомить вас с той, которая достаточно просто помогает старшекласснику определить будущую сферу деятельности. Создатель этой классификации – известный российский психолог и психофизиолог Евгений Климов.

Выбор профессии из разряда «человек – природа»

выбор профессии человек природа

Кто из нас не любит отдыхать на природе? Одно упоминание о ней настраивает на расслабление, созерцание. Но только не того, чье призвание – объекты живой природы. Для людей такого типа биологический мир – это своеобразная мастерская, в которой так и тянет приняться за дело. Ребята, которые души не чают в зоологии, биологии, ботанике, анатомии, физиологии, с успехом смогут реализовать себя как зооинженеры, агрономы, ветврачи либо техники-лесоводы, зоотехники, флористы.

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Для таких людей характерна сильная интуиция – ведь очень часто необходимо буквально предвидеть непредсказуемые изменения живых организмов. Подросткам этого типа предстоит многое узнать не только в любимой сфере, но и смежных отраслях. Сегодня работа таких специалистов немыслима без навыков труда в коллективе, умения работать с компьютером и другой сложной техникой.

Инициативность, нестандартность, самостоятельность в принятии решений, заботливость, способность к творчеству – вот лишь небольшой перечень качеств, которые потребуются от людей разряда «человек – природа».

«Человек — техника»: область неживых объектов

выбор профессии человек техника

Этот тип охватывает наибольшее количество специальностей. «Техника» – это не только «железо». Труд такого типа людей направлен на машины, механизмы, материалы, виды энергии. К данной сфере относится все, что можно точно измерить и определить: ткани, пластмассы, пищевое сырье. А будущие операторы, слесари, машинисты, техники, строители, инженеры в школе обычно увлечены физикой, химией, математикой, черчением.

Таких ребят характеризует тяга к изобретательству, умение модернизировать и улучшить работу того или иного устройства, найти неожиданное техническое решение, создать абсолютно новый материал или соединение. В этой среде особенно востребована дисциплинированность. Если ваш ребенок любит готовить, шить или вязать, конструировать, увлечен видео- или фотосъемкой – возможно, ему стоит присмотреться к профессиям из сферы «человек – техника».

«Человек – человек»: двойная подготовка

выбор профессии человек человек

При профориентации, как правило, уделяют большое внимание этой сфере деятельности. И неудивительно – ведь полезнейшие для общества специальности находятся именно здесь. К данному типу профессий относят все, что связано с непосредственным взаимодействием людей: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, руководство.

Эта группа профессий требует от человека двойной подготовки. Он должен быть профессионалом непосредственно в своей области производства, науки, техники, искусства и т.д. А кроме того, обязан уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в особенностях психологии.

Те ребята, которые любят историю, литературу, обществознание и другие предметы, связанные с изучением людей и общества, имеют все шансы найти себя именно здесь. Те, кто даже в юном возрасте предпочитает заботу о детях, уход за больными или создание великолепный причесок для знакомых, явно отмечен особым талантом.

Выбор профессии: аргументы в пользу сферы «человек – знак»

выбор профессии человек знак

Это область наборщиков, чертежников, операторов ПК, инспекторов-финансистов, экономистов, редакторов, ученых-теоретиков, переводчиков. Условные знаки, цифры, формулы, тексты приводят в трепет представителей этого типа и вдохновляют на плодотворный труд.

Ребята из области «человек – знак» имеют особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений. У них сильное логическое мышление, способность абстрагироваться от предметных свойств окружающего мира. Такие подростки легко сосредотачиваются на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. Наиболее полно раскроет способности людей этого типа работа с чертежами, схемами, всевозможными картами, числовыми данными и таблицами. Интересным для них станет также создание новых условных сигналов и обозначений.

Служенье муз: «человек – художественный образ»

выбор профессии человек искусство

Профориентация старшеклассников очень часто упускает из виду эту область самореализации. Зачастую предметы, связанные с изобразительной, музыкальной деятельностью, актерским мастерством или талантом создавать истории, преподносятся как необязательные и несерьезные. И очень зря! Искусство всегда было важнейшим общественным занятием. Эстетические ценности дают силы человечеству для всех прочих свершений и открытий.

Большая часть усилий, трудового напряжения работников данной сферы скрыта от посторонних глаз. Видимо, поэтому создается ошибочный образ «легкости» труда писателей, актеров, балерин, художников, певцов, музыкантов. В то время как за каждым феерическим достижением стоят тысячи часов кропотливой работы. Ребята, выбирающие эту стезю, должны быть готовы к такой плате за успех и признание.

Конечно, эта типология условная, и имеет множество “смешанных” вариантов. Главное, о чем нужно помнить, — любой человек талантлив и способен достичь высот почти в любой сфере. Мы предлагаем школьникам пройти подготовку по обучающей программе «Система Выбор», чтобы определить свои способности и научиться проявлять свой потенциал в любой области.