Пора исполнить намеченные планы и учиться новому, а лень?

Мы спросили у Екатерины Галяевой, руководителя центра нейропсихологии, почему подростки не хотят идти в школу и откуда берётся лень.

Откуда мы берем энергию на реализацию наших желаний?

Наш мозг даёт нам энергию под задачу.

Подкорковые отделы — это то, что очень влияет на наше поведение, но мы его не осознаем как«я». Это как энергичный, не знающий культуры и социальных правил, древний человек. Он может добыть мамонта, сражаться с врагами или быстро убегать от опасности. Его интересует еда, безопасность, секс. Именно в глубинных отделах мозга живут эмоции и непроизвольные реакции, в них и продуцируется энергия.

Наше «я» находится в тонком слое нервных клеток префронтальной коры, задача которой — целеполагание, программирование и контроль за собственной деятельностью. В том числе, в вопросах реализации целей и последовательного выполнения программ.

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Идея, которая пришла к нам в голову — это бизнесмен, который «живёт» в префронтальной коре, сразу за лобной костью. То есть, это буквально, наш лоб! — и ему (бизнесмену) нужно идти в подкорку головного мозга, чтобы получить на реализацию этой идеи инвестиции (энергию). Поэтому даже хороший ученик часто не знает, кем он хочет быть, в какой институт ему поступать, о чём мечтает, что по-настоящему его окрыляет.

Если идея заряжает человека, его подкорковые структуры дадут энергию под реализацию, а если личного интереса нет (кто-то другой навязал), то энергия не поступит.

Что происходит с подростком и откуда появляется «лень»?

Зачастую подросток понимает чем он хочет заниматься и понимает, что ему на самом деле нужно, но на пути к взрослению теряет доступ к осознанию устремлений, желаний, интересов.

Они перестают ощущать «маячки», позывы собственных желаний и глубинных потребностей.

Это происходит из-за того, что в современных школах слишком много давления. Помимо этого подростку так часто говорят взрослые, педагоги, родители, что ему «надо», что они разучиваются понимать, чего хотят на самом деле.

В школах всех гребут под одну гребёнку, преподают предметы по методичкам, которые предназначены для 12-15 % детей (100% правшей), и редко кто из педагогов ищет информацию — как учить других людей.

Разрыв происходит из-за того, что мы учимся и мыслим по-разному. У нас у всех разная нейрофизиология.

Получается, что остальные подростки (не те 15%, а другие) из-за того, что не понимают материал — ничего не хотят, у них не получается учиться по методичкам.

Что делать, когда тебе лень учиться?

Чтобы заниматься тем, что нравится необходимо иметь доступ к своему «хочу». Но что делать, если ты разучился его воспринимать?

Часто в подростковый период нарушается умение чувствовать тело, поэтому советы такие:

1. Возвращать себе чувство тела и вернётся осознание потребностей, устремлений, интересов. А это уже большой шаг к осознанию мира и себя в мире. А дальше — что я хочу делать в этом мире?

— Заниматься спортом.
— Пойти к хорошему специалисту телесных практик* (если закольцевалась история с нежеланием и отвержением сигналов своего тела).
— Пойти к нейропсихологу/психотерапевту.

2. Универсальное средство — гимнастика мозга для чувства обретения себя.

*Телесноориентированный терапевт — возвращает чувства тела и чувство того, что ты можешь доверять себе и не отвергать, ты сможешь принять то, что ты прав.

Но бывает, что большой пласт информации в учебе упущен и важно его восполнить, в этом случае нейропсихолог Екатерина Галяева рекомендует пройтись по учебному материалу в школе Шаталова. За каникулы ваш подросток подтянет недостающую программу (5-7 класса школы, например). Только понятно и по-другому (не как в школе).

Маленьким ребенком можно отказаться от любимого занятия, так как ты считаешь, что взрослые правы. Например, можно отказаться от хобби потому что «математика важнее», а потом всю жизнь ненавидеть эту математику.
И не потому, что ты математику ненавидишь, а потому что из-за нее отказался от любимого занятия.

Как сохранить собственные ресурсы и не выгореть? Мы поможем разобраться на онлайн-курсе «Как работать с поколением Z».