Мы много говорим, о том, что выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Если не учесть хотя бы одно из слагаемых, о которых мы рассказывали в предыдущей статье, то есть риск всю жизнь прожить, занимаясь нелюбимым делом. С последствиями такого мы сталкиваемся ежедневно – врачи, которых не интересуют пациенты; учителя, которые не любят свой предмет и не могут передать детям желание учиться и познавать новое.

Оглянитесь вокруг и вы заметите огромное количество людей, которые занимаются не своим делом. Трудно чувствовать себя успешным и счастливым, выполняя работу, которая не нравится. Как следствие всего, что делается без души – ошибки в работе, некачественное ее выполнение. Избежать подобной ситуации можно, если подходить к выбору профессии осознанно, понимая какие последствия он повлечет за собой. Именно понимание и принятие на себя обязательств за результаты выбора и делают то или иное решение осознанным.

Научить самостоятельности

Чего родители, в большинстве своем, желают своим детям? Встречать меньше преград на пути, избегать опасных ошибок, поступать правильно. Родительские советы – это попытка передать свой опыт, знания, рассказать о собственных тревогах.  Да, детям нужно знать о правилах жизни в этом мире и быть готовым к трудностям. И да, детей нужно научить справляться с проблемами, но не решать все эти проблемы за них. Иначе в результате получится инфантильный, зависимый и уязвимый человек, который не готов  принимать решения и уж тем более – нести за них ответственность.

Учить самостоятельности и ответственности лучше начинать с ранней юности. Как бы полезны ни были советы родных и близких, опыт собственного выбора и его последствий – единственное, что научит подростка оценивать ситуацию, анализировать последствия и отвечать за себя.

Найти баланс

Баланс

Как же научить ребенка самостоятельности, при этом не допустить, чтобы он навредил себе? Как найти золотую середину между невмешательством в дела подростка и гиперопекой? Действуйте по простому и понятному алгоритму:

  • Для начала примите как факт то, что у ребенка есть свое мнение и понимание ситуации, — он уже самостоятельная личность.
  • Уточните, понимает ли ребенок последствия своего выбора, попросите рассказать о них. Это точно то, что хотелось бы получить в результате?
  • В свою очередь расскажите о том, какими вы видите эти последствия, что подсказывает ваш опыт.
  • Убедившись, что ваш ребенок вполне осознает, что происходит и какие будут последствия, примите его выбор и поддержите его.

Отвечать за последствия

Чем взрослее становится ребенок, тем больше вопросов перед ним встает. И с некоторыми он должен разобраться сам. Выслушав родных и близких, учитывая их советы и опыт, но – сам. В жизни подростков бывают решения, которые повлияют на всю их судьбу. Отвечать за правильность или неправильность таких решений они обязаны сами, причем осознавая эту ответственность как долг перед собой, а не перед кем-то еще: друзьями, родителями, обществом.

Выбор профессии — одна из первых и важных задач, с которой сталкивается подросток на своем пути. Слишком многое зависит от того, с каким делом человек свяжет свою жизнь. Конечно, образование и профессию можно сменить, но это потребует значительных усилий и средств. Поэтому нельзя безответственно относиться к выбору образования. Тем более, что в юности на этот выбор влияют не только разумные доводы вроде востребованности профессии, но и чисто эмоциональные аргументы.

Принять ошибки

Ошибки

Подростку важно объяснить исключительно «технические» аспекты получения образования, поиска работы по выбранной специальности и области деятельности. Объяснить, а не принять решение за него. Возможно, он разочаруется в своем выборе. Возможно, он признает, пусть и запоздало, правильность советов. Но еще он поймет, что самостоятельный выбор – это только его ответственность за свою жизнь. Испытания и ошибки закаляют характер и учат рациональному мышлению. Некоторое количество  шишек человек, так или иначе, набьет. И это станет жизненным опытом, которым он, впоследствии, поделится со своими детьми.

Осознанный выбор – всегда испытание и всегда большая польза для самостоятельного мышления. Чего бы он ни касался, по какому бы вопросу ни возникал, каких бы усилий ни требовал. Человек должен с юности принимать решения. И уметь самостоятельно отвечать за ошибки, если выбор был неправильным..