История о том, как у нас был кассовый разрыв и мы решили привлечь инвестиции, но инвестиции взять не получилось, поэтому мы согласились на долг, который потом должен был трансформироваться в долю от компании, но так и не трансформировался… и нам пришлось отдавать деньги обратно.

В 2016 году мы запустили один из крутейших продуктов, который когда либо видел рынок профориентации — Система Выбор. Серьезно, даже спустя 4 года, я всё еще так считаю. Он учил принимать решение в ситуации с высокой неопределенностью, искать точку опоры, понимать свои критерии выбор, делать шаг в сторону выбора, а потом весь этот процесс рефлексировать. Была онлайн и офлайн поддержка для всей семьи. И именно на базе этого продукта появилась потом наша книга «Ок, что дальше?». Но вернёмся к MBA.

Запустили мы программу достаточно бодро и за 7 месяцев сделали продаж примерно на 5 миллионов рублей. Но экономика, к сожалению всё еще не сходилась. Точнее она окупала всю команду реализации, кроме троих учредителей, которые не получали денег или получали их по остаточному принципу.

С одной стороны, продать новый дорогой продукт в сложной нише на эту сумму — хороший результат. С другой стороны — денег мы не заработали.

Появился кассовый разрыв в размере объема невыплаченной зарплаты трём менеджерам компании примерно за полгода. А на кредитках денег не осталось.

Что делать?
Давай найдём инвестиции.

Очевидное решение для убыточной компании.

green plant on brown round coinsИ мы пошли искать.
Два инвестора отказались, а один сказал: «Интересно».

В марте начался дьюдил, который в итоге длился почти 9 месяцев. Тогда мы еще не знали, что если инвестор каждый месяц говорит, что нужно еще чуть-чуть подождать, и еще чуть-чуть подождать, это значит, что, скорее всего, сделки не будет.

Но, мы верили в светлое будущее и на третьем месяце попросили дать денег авансом, чтобы хотя бы перекрыть свои кредитные обязательства и агрегировать их в одной точке. Сумма была не космическая по сегодняшним меркам, но по состоянию на 2017 год это было очень много денег. Она еще и оформлена была на меня, как на физика Ну а дальше, вроде бы уже «обо всем договорились», и эта сумма закроется долей в компании.

В июле мы уже не очень верили в то, что сделка будет. Поняли, что пора думать, как зарабатывать. И о чудо, уже в августе пришла первая сделка, а в конце сентября вторая. Так мы и начали заниматься b2b рынком.
И зарабатывать.

В декабре 2017 нам наконец-то сказали, что сделки не будет. «Ну нет, и нет» — подумали мы, и пошли дальше продавать в b2b.

Но не всё так просто.
Долг нужно вернуть, ну скажем, в течение года.

И тут уже включился азарт. Мы согласились. Было непросто, но мы вернули всю сумму за год.

Период с сентября 2016 по декабрь 2018 был, пожалуй, одним из самых сложных периодов предпринимательской деятельности за все 7 лет существования компании Смарт Курс. И он же, был самым богатым на опыт и инсайты. Поэтому, мы считаем его своим персональным MBA. Правда без диплома.

Пару мыслей, которые я вынес из того периода, хотя их можно считать «ошибкой выжившего»:

  • Брать в долг, когда у тебя кассовый разрыв — очень-очень-очень плохая идея.
    Думать нужно о том, как зарабатывать, а не о том, где взять денег, чтобы сразу их потратить. Банальность, но мы об этом не знали.
  • Команда должна знать, что сейчас жопа.
    Неожиданные решения по выправлению этой жопой начали приходить от всей команды, как быть, что можно сделать, какие еще каналы или продукты попробовать запустить.
    b2c мы не останавливали до сентября 2017го, пока не передали его по лицензии, и это был давало нам 40% всего денежного потока в течение года.
  • Резать косты на всё, что не приносит денег и перестать делать всё, что в ближайшие 2-3 месяца не принесёт денег в компанию. И снова, извините за банальность, но только на 5 год работы компании мы поняли, как много всего, на самом деле мы делали не «про деньги». Выступления на конференциях, бесплатные мастер-классы, лекции, семинары, встречи «поболтать», помощь в организации чужих тренингов и стратсессии на несколько дней «чтобы помочь бедной компании из ТОП-100.Это вообще основная моя боль про образовательный рынок. Это же не работа «тренинг для детей провести», за что тут платить. Это социальная поддержка!
  • survival of the fittest
    Выживают, самые адаптивные. В нашем случае — pivot в сторону b2b, который мы тогда не очень хотели, но это был вопрос выживания. Мы выбрали выживание.

Посмотрим, что принесет нам год 2020 🙂