Случалось ли вам ощущать скованность во время публичного выступления? Даже взрослые люди иногда впадают в ступор, оказавшись в роли оратора.

Для подростков общение с аудиторией может стать серьезным испытанием. Поэтом искусству публичной речи нужно учиться с юности. Самоопределение подростков во многом зависит от внешней оценки их действий. И чем более развито умение работать с публикой, тем меньше стрессовых ситуаций будет в  дальнейшем.

Как стать хорошим рассказчиком?

Основные правила ораторского искусства достаточно просты. Если следовать им, публичная речь станет привычной, а страх выступлений перед аудиторией постепенно исчезнет.

 

Правило №1. Следить за речью. Сюда входят грамотность, четкая дикция, поставленный голос.

Решение:

— Практиковать упражнения для развития голоса и произношения;

— Не использовать жаргонные слова и выражения;

— Следить за громкостью и темпом речи. Выступая на публике, говорить нужно достаточно громко и медленно

— Контролировать интонацию. Речь должна быть выразительной, но не ярко эмоциональной или чрезмерно сухой.

 

Правило №2. Планировать выступление. Импровизация тоже бывает к месту, но залог правильного публичного спича – продуманная схема.

Решение:

— Систематизировать информацию, которую нужно донести до публики;

— Продвигать одну идею. Все реплики и заявления должны подводить к ней;

— Продумать каждый тезис;

— Не использовать best online casino слишком сложные предложения и слова;

 

Правило №3. Сохранять спокойствие. Умение держать эмоции под контролем – признак хорошего оратора.

Решение:

— Сосредоточиться на теме, говорить только по делу;

— Дипломатично обходить спорные моменты, без агрессии и перехода на личности;

— Критиковать чью-то точку зрения аккуратно и снисходительно;

— Вести только конструктивные дискуссии, принимая право оппонента на собственное мнение

— Отвечать только после того, как собеседник закончил свое высказывание.

 

Правило №4. Следить за собой во время выступления. Держаться нужно уверенно и спокойно, контролируя мимику и жесты.

Решение:

— Не сутулиться, но и не вести себя развязно;

— Сохранять выражение лица, подходящее к смыслу речи;

— Двигаться плавно, без лишних жестов;

— Во время дискуссии смотреть на собеседника;

— Не отводить взгляда от аудитории, обращаться к людям в зале.

 

Правило № 5. Заинтересовывать публику. Тему выступления нужно преподносить так, чтобы вовлечь слушателей в обсуждение, построить конструктивный диалог.

Решение:

— Разбираться в теме;

— Говорить о главном, опуская ненужные факты;

— Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы зала;

— Найти баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Не только публика может обращаться к оратору с вопросами, но и оратор – к публике.

— Быть конкретным и корректным в формулировках.

 

Правило №6. Оценивать аудиторию. Нужно проанализировать публику, чтобы подобрать верный «ключ» к слушателям. Это помогает с выбором стиля выступления.

Решение:

— Учитывать пол, возраст, образование аудитории. Говорить нужно на доступном залу языке;

— Определить, что будет интересно слушателям, чтобы подача темы и сама тема привела к диалогу;

— Понять потребности аудитории. Ориентироваться в вопросах, подстраиваться под интересы слушателей – хороший рассказчик должен сделать выступление полезным.

 

Эти правила – лишь основа риторики. Но, опираясь на них, работать с аудиторией становится легче.

У навыка публичных выступлений есть и прямая, очевидная польза, и еще один важный аспект, о котором мало кто задумывается. Ораторский дар влияет на выбор профессии и профессиональную деятельность – лучшие политики, адвокаты и ученые прекрасно владеют риторикой.

Самоконтроль, систематизация, умение строить аргументированный конструктивный диалог пригодятся и за границами публичного выступления. Но, научившись основам риторики в юности, люди могут легче доносить свою точку зрения до собеседника. Искусство работы со словом развивает и логическое, и творческое мышление

Самоопределение человека в жизни зависит от уверенности в себе, а уверенность напрямую связана с тем, как подросток ощущает себя среди людей, воспринимает их внимание и интерес.

 

 

.