По плану до 2024-го года «гибкие компетенции» должны интегрировать в общеобразовательную программу.
Как же называют софты в нацпроекте:
- в НП «Современная школа» — используется формулировка гибкие компетенции.
И есть определение (в конце поста); - в НП «Успех каждого ребёнка» есть формулировка «развитие универсальных компетентностей и формирования социально ответственной личности». Определения того, что такое универсальные компетентности — нет. Так что, это могут быть и не софты;
- в «цифровой образовательной среде» — несколько раз встречается упоминание «универсальные навыки». И периодически складывается впечатление, что речь о каких-то других навыках в связке с цифровыми компетенциями;
- в «учителе будущего» — снова гибкие компетенции, кстати, которые будут передавать учителя ученикам. Оценку уже имеющихся компетенций учителя проведут, а вот о мероприятиях по повышению этих компетенций упоминаний не нашли;
- были уверены, что найдём что-то про гибкие компетенции в ФП «Молодые профессионалы», но нет;
- в «Социальной активности» появляются личностные компетенции (определение после гибких компетенций);
- о гибких компетенциях в новых возможностях для каждого забыли, но есть упоминание личностного роста и профессиональных навыках в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями (толерантность к высокому уровню неопределенности, но не факт, что про это).
- ну и в социальных лифтах пишут о том, что результатом проекта должна стать система выявления, поддержки граждан с хорошо развитыми хардами и софтами.
Определения:
«Гибкие компетенции», как синонимы употребляются «мягкие навыки», «навыки 21 века», «универсальные компетентности», «4К» — совокупность неспециализированных, не связанных с конкретной предметной областью, надпрофессиональных знаний и навыков, позволяющих успешно решать жизненные и профессиональные задачи.
Гибкие компетенции, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании, не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).
Среди них выделяют:
- компетентность когнитивного решения проблем (аналитическое и креативное мышление);
- компетентность взаимодействия с другими людьми (работы в команде, коммуникация);
- компетентность управления собой (саморегулирования и самоорганизации) направленных на развитие креативного, продуктового, критического и иных типов мышления, навыков работе в команде, коммуникации, и других навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность, не связаны с конкретной предметной областью.
Личностные компетенции — это набор качеств, внутренних установок, предрасположенностей, мотивов и ценностей человека, которые позволяют ему эффективно и гармонично выстраивать взаимодействие в обществе, а также отвечают за успешное построение карьеры, высокую производительность и являются сквозными навыками, не связанными с конкретной профессией.
К личностным компетенциям относятся: креативность, способность к сотрудничеству и умение работать в команде, эмоциональный интеллект и эмпатия, самоорганизация, способность быстро реагировать на изменения, системное мышление и другое. Большое количество экспертов приходят к мнению, что в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада жизни, происходящей под влиянием ускоренного развития технологий и сопутствующих социальных изменений. В связи с этим развитие как профессиональных, так и личностных компетенций граждан, в т.ч. молодежи, является актуальной задачей.