5-14 июля в Чувашской Республике будет проходить уже пятая Российская компетентностная олимпиада. Заинтересован в проекте – ни много ни мало – Национальный фонд подготовки кадров. И это вполне объяснимо, ведь компетентностный подход к образованию воспитывает человека, несущего личную ответственность за благополучие общества. Как же это происходит?
«Я – умею, я – могу!»
Сегодня мы становимся свидетелями рождения нового мира, в котором главная ценность – мобильный, высококвалифицированный человек. Россия следует глобальным тенденциям: в стране выстраивается другая система образования, опирающаяся не на конечные знания, умения, навыки, а на компетенции или качества, необходимые человеку-универсалу – новому человеку грядущего.
Основные параметры компетентности – это способность и готовность. Учащийся должен уметь действовать в конкретной жизненной ситуации, а также обладать мощным волевым потенциалом. По мнению специалистов, подростковый возраст – не единственное время, когда формируются эти базисные параметры. Любой жизненный опыт, каждая образовательная ситуация вносит свой вклад в развитие компетентности.
Как рождалась компетенция
Компетентностный подход подарила миру старушка Англия. Внимание фокусировалось на конкретных заказах профессиональной сферы, а не на проблемах образования. Термин «компетенция» родился в Америке в 70-х – и до сих пор не имеет своего четкого определения. Дать термину толкование так же сложно, как и определить качества, необходимые успешному профессионалу.
Собственно, компетентностный подход этим и занимается – учит людей универсальным составляющим успешной профессиональной деятельности. В каждой стране профессиональная сфера дает свой запрос на те или иные компетенции. И тем не менее, общее в этих подходах есть.
Компетенции-отмычки
Так называемые «ключевые компетенции» – это основание для всех других, более специфических и предметно ориентированных. Они необходимы в любой сфере деятельности любой страны. Это залог самоопределения, жизненного успеха человека и благосостояния общества. Именно ключевые компетентности легли в основу модернизации образования в России.
Список ключевых компетенций, принятый на симпозиуме Совета Европы, призывает человека к достижению значимых для него целей.
- Изучай!
— Сам возьми ответственность за свое обучение.
— Следи за упорядоченностью и связностью познаний.
— Ищи личные эффективные приемы обучения.
— Учись преодолевать трудности.
— Учись с помощью полученного опыта.
- Ищи!
— Пользуйся различными материалами.
— Расспрашивай окружающих.
— Советуйся с экспертами.
— Учись работе с документацией.
- Думай!
— Изыскивай связи прошлого и настоящего.
— Развивай в себе критическое отношение к различным моментам развития социума.
— Преодолевай робость и иные недостатки.
— Развивай собственное мнение, отстаивай его в дискуссиях.
— Оценивай окружение, в том числе с точки зрения политики и экономики.
— Вырабатывай полезные привычки.
— Цени искусство и разбирайся в нем.
- Взаимодействуй!
— Осваивай сотрудничество через совместный труд.
— Учись создавать и выполнять соглашения.
— Учись договариваться.
— Развивай навык принятия решений.
- Включайся в работу!
— Входи в коллектив или группу и выполняй свою часть работы.
— Доказывай единство группы.
— Принимай ответственность.
— Умей организовать себя.
— Научись использовать технику.
- Адаптируйся!
— Владей технологиями.
— Не бойся трудностей.
— Будь гибким в изменяющихся условиях.
— Находи оригинальные решения.
Надежда «Русского мира»
По мнению Александра Попова, главы АНО ДПО «Открытое образование» и руководителя Лаборатории компетентностных практик, цель нового подхода к обучению вообще и компетентностных олимпиад в частности – это страна, которая является полноправным субъектом международного взаимодействия на всех геополитических уровнях. Страна, в которой каждый ее гражданин может менять жизнь общества к лучшему уже со школьной скамьи.
Компетентностные олимпиады показали, насколько органично учащиеся подходят для такой деятельности, насколько продуктивен индивидуальный подход, опирающийся на культурно-историческую теорию и практическую деятельность. Открытое образование старается развить в ученике базовые компетенции, чтобы он мог решить проблему самооопределия и приносить реальную пользу своему региону и обществу в целом.
Программа сопровождения «Система Выбор», созданная нашими специалистами, тоже относится к составляющим открытого образования. Курс помогает облегчить профессиональное и личностное самоопределение путем развития модели осознанного выбора. Система наставничества, индивидуальный подход к каждому подростку, создание условий для того, чтобы ребенок мог найти себя и свой путь – все это «Система выбор». И включиться в нее вы можете уже сегодня!