С Российским Движением Школьников мы работаем уже не первый год. Из их многочисленных программ по работе со школьниками в 2020 году мы приняли участие в двух.

Для направления «Экология» мы создали набор сценариев и содержаний занятий. Это воспитательная программа, направленная на повышение мотивации и осознанности школьников в области экологической грамотности и знакомство кураторов с различными направлениями деятельности экологического отряда и его организационной структурой.

Программа включает четыре смысловых блока, которые были разработаны под целевые аудитории программы:

  • школьники от 8 до 18 лет (с разбивкой на три подкатегории: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы);
  • педагоги/кураторы общеобразовательных учреждений направления «Экология» Российского Движения Школьников.

Рассмотрим подробнее, для первой категории — школьников 11-18 лет мы разработали вводное мотивирующее занятие по теме экологической грамотности — «Экология — это про тебя». Тем самым мы планировали:

  • привлечь внимание участников к проблеме экологии в современном мире и создать условия для их эмоционального вовлечения в тему;
  • способствовать развитию таких навыков, как умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, договариваться, слушать и слышать;

Для второй категории — школьников 8-11 лет мы создали три анимационных ролика по теме экологической грамотности. Тема каждого ролика соответствовала возрастной подкатегории ЦА (разбивка на три подкатегории: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы). Каждый ролик был своеобразным тизером — элементом вовлечения обучающихся в контекст экологии и важности экологической грамотности.

Для школьников 8-11 лет мы разработали сценарии для проведения занятий в начальной школе. Задачи этих сценариев:

  • формирование осознанного поведения в отношении природных ресурсов, переработки отходов, бережного отношения к природе;
  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в экологической деятельности общества.

Для педагогов и кураторов мы разработали видеокурс из восьми занятий: «Что помогает вовлекать детей в экологическую деятельность».

Рассказывает старший методист программы Наталья Антонова: «Этот вопрос оказался не так прост, как может показаться, потому, что современные дети и так достаточно заинтересованы экологической повесткой. Они родились и росли в то время, когда заботиться об экологии стало понятной и нормальной задачей для человечества. Школьники уже готовы в это вовлекаться. И тогда задача «вовлечь» превращается скорее в задачу «не задавить» — своей инициативой, своими идеями о том, как «правильно». Поэтому в курсе мы говорим о том, как увидеть в школьниках тот интерес, который уже есть, поддержать и помочь его структурировать и перевести в конкретные действия. Не только в экологическом направлении, но и в других — кураторы часто подменяют детскую инициативу своей, как будто мы — взрослые — лучше знаем, как надо.

Ну и второй важный фокус курса — просветительский, поскольку сейчас много экофейков — мы посчитали важным рассказать кураторам, о том, как самим уберечься и уберечь учеников от того, чтобы заниматься псевдо-экологией, а также познакомили их с добросовестными эко-организациями, которые открыты к сотрудничеству со школами».