От того, насколько грамотно ребенок начнет распоряжаться деньгами в подростковом возрасте, во многом зависит его личный успех и успех его будущей семьи. Уже на этом этапе можно удачно заложить умение планировать личный и семейный бюджет. Попутно подросток постигает азы самодисциплины, управления временем, учится делать правильный выбор из нескольких возможных вариантов. Эти знания уберегут его от финансовых проблем в зрелом возрасте.
С чего начинать?
Рано или поздно ребенок задумывается над тем, откуда берутся деньги. Обычно это происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется больше собственных потребностей, которые родители могут удовлетворить уже не всегда. Однако карманные деньги у детей должны быть и в более раннем возрасте – в 10-12 лет.
Существует несколько основных правил относительно того, как правильно давать деньги на карманные расходы:
- денег должно быть не слишком много, но достаточно для нескольких мелких покупок;
- давайте деньги не крупной купюрой, а комбинацией мелких купюр и мелочи – чтобы ребенок мог часть положить в копилку;
- всегда интересуйтесь, на что ребенок собирается тратить деньги;
- стоит подстегивать желание накопить более крупную сумму на серьезную покупку;
- не добавляйте деньги раньше положенного срока, если ребенок уже потратил их;
- не требуйте отчета о потраченных средствах в ультимативной форме, старайтесь делать это как можно деликатнее, ведь это личные финансы ребенка.
Однако элементарная выдача денег на карманные расходы еще не поможет ребенку понять механизм их получения.
Нужен ли внешний стимул?
Споры о том, нужно ли поощрять ребенка деньгами за выполненную работу или поручения, ведутся не одно десятилетие, и единого мнения психологи и педагоги так и не выработали. Одни утверждают, что это способствует потере мотивации в бескорыстных поступках, в том числе и учебе. Так подросток будет постоянно ожидать внешнего стимула, а стимул как раз должен быть внутренним и осознанным. Другие же специалисты сходятся во мнении, что плата за домашнюю работу, напротив, стимулирует развитие предприимчивости и самостоятельности.
Если искать золотую середину, то стоит признать необходимость заработка денег детьми, однако уже в более зрелом возрасте – 13-15 лет. И лучше всего, если работодателями выступят не сами родители, а сторонние люди. Это позволит избежать различных манипуляций вами со стороны подростка.
Подросток и работа
В 13-15-летнем возрасте можно стимулировать детей на самостоятельный заработок денег, постепенно урезая свои расходы на их карманный бюджет. Давайте определим, что дает подростку его собственная работа.
- Ощущение собственной значимости.
- Возможность принимать решения самостоятельно.
- Совершенствование навыков, которых требует работа.
- Самодисциплину.
- Умение планировать время.
- Уверенность в себе.
Работа подростков – процесс чрезвычайно тонкий. Поэтому предварительно договоритесь о соблюдении нескольких правил.
- Способ заработка денег должен быть законным и легальным.
- Такой же открытой и легальной должна быть трата денег.
- Родители должны знать, где, как и сколько времени ты работаешь.
- Твои траты не должны превышать твой доход.
- Родители не станут требовать у тебя денег в семейный бюджет.
- Распоряжаться деньгами ты будешь самостоятельно.
Вы вполне резонно опасаетесь, что не сможете контролировать личный бюджет ребенка, потому что не будете знать, сколько он зарабатывает на самом деле. Решить проблему можно следующим образом. Попросите подростка познакомить вас с его работодателем. Это вполне нормальное решение, объяснимое вашим желанием знать, чем он занимается, ведь за все его поступки пока еще отвечаете вы. Наладив контакт с работодателем, вы сможете получить информацию о зарплате своего ребенка, а заодно сможете контролировать законность рабочих отношений.
Важность работы для профориентации
Работа поможет подростку определиться с будущей профессией. Учитывайте, что это должен быть, прежде всего, его собственный выбор. Не критикуйте и не высмеивайте его выбор. Если ребенок решил поработать, к примеру, расклейщиком объявлений, возможно, это поможет ему лучше понять важность получения высшего образования.
Существует целый ряд случаев, когда родители устраивали ребенка в офис к знакомым, чтобы он прочувствовал нюансы, к примеру, юриспруденции, а в итоге подросток понимал, что это занятие его нисколько не привлекает. В таком случае выбор ребенка нужно уважать и не пытаться насильно вернуть его в тот же офис.
Если же подросток уже определил направление профессиональной деятельности, лучше всего все-таки постараться устроить его на должность, связанную с этой профессией.
Как приучить ребенка контролировать расходы?
Вспомните собственный опыт: чем сложнее дается заработок денег, тем бережливее хочется их тратить. Это понимание приходит довольно быстро. Однако же дополнительно направить ребенка на путь бережливости необходимо.
Итак, у вашего ребенка появились собственные деньги. Искусство тратить средства разумно – одно из важнейших во взрослой жизни. На свете существует множество образцов для подражания – известных людей, которые с подросткового возраста начали собственный бизнес и развили его до фантастического успеха. Однако лучше всего, если таким примером для вашего ребенка будете вы сами. Если ребенок тратит много денег – это ваша недоработка.
Покупки
Берите подростка в походы по магазинам. Предварительно огласите бюджет покупок, в который необходимо уложиться. Покажите, по какому принципу вы отбираете продукты, знакомьте с ценами. Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребенка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения.
Накопление
Если вы пользуетесь банковским сберегательным счетом, расскажите, какие преимущества вам дает накопление средств. Поясните, насколько в деле накопления важна регулярность и стабильность вкладов. По возможности откройте ребенку его собственный счет, снять деньги с которого он сможет лишь по достижении совершеннолетия. Вместе подсчитайте, сколько процентов можно отложить на будущее.
Экономия
Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком. Продемонстрируйте, как можно экономить, всего лишь выключая за собой свет. Можно заинтересовать ребенка, объявив, что сэкономленные на коммунальных услугах средства в следующем месяце могут пойти в его личный бюджет. Попутно отметьте, что экономия не должна быть бездумной и приносить вред себе или окружающим.
Статьи расходов
Вместе с подростком определите основные статьи расходов: покупка одежды, услуги парикмахера, развлечения, учеба и т.д. Важно договориться, за какие статьи отвечает исключительно ребенок, а в каких вы можете помочь ему финансово.
Отдых
Предоставьте ребенку самостоятельно спланировать траты на зимний или летний отдых. Поручите найти наиболее выгодные предложения для покупки билетов, бронированию гостиницы.
Выбор
Не старайтесь жестко контролировать покупки, которые совершает подросток, иначе процесс потеряет весь смысл. Однако необходимо научить ребенка расставлять приоритеты и выбирать среди нескольких покупок ту, которая действительно необходима. Постарайтесь ненавязчиво вовлечь ребенка в процесс сравнения вариантов и выбора приоритетного. Это ключевой принцип планирования бюджета!
Журнал покупок
Предложите подростку завести журнал покупок для того, чтобы он мог более четко контролировать собственные расходы. Возможно, вы натолкнетесь на желание скрыть от вас эту информацию. В этом случае, во-первых, напомните о правиле насчет легальности и открытости способов заработка и траты денег. А во-вторых, предоставьте аналогичный отчет о тратах, составленный вами.
Конфиденциальность
Чаще напоминайте, что информация о личном бюджете, тратах и накоплениях должна быть конфиденциальной. Ее нельзя распространять среди друзей, одноклассников.
Как научить ребенка копить деньги?
Неважно, на что хочет заработать или накопить деньги ваш ребенок – на поездку за границу, очередной «айфон» или чтобы помочь родителям. Главное, чтобы это решение было его собственным, осознанным и взвешенным. Ваша задача как родителей – помочь ему разобраться в собственных желаниях и возможностях. Не подталкивайте его к тому или иному решению, а лишь обозначьте пути и перспективы для его принятия. Этим вы заложите надежные основы самостоятельности.
Подробнее тему карманных денег нередко раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы советуем прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики рекомендуем «Самого богатого человека в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.
В одной из следующих наших статей мы рассмотрим правовой аспект подростковой работы. Мы ответим на вопросы: сколько по закону должен длиться рабочий день подростка, на какую работу можно устраиваться, а на какую нельзя и т.д. Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить публикацию.