«Хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями», — заметил известный философ Али Апшерони. К сожалению, этот тезис в большинстве случаев не применим в отношении российских школьников, которые чаще ошибаются, чем делают правильные шаги в выборе профессии.
В итоге 60% выпускников вузов работают не по специальности. Эта статистика свидетельствует о том, что 5 лет их жизни могли бы быть потрачены с гораздо большей пользой. А сама жизнь в последующем могла стать значительно интереснее. Многие после этого переквалифицируются, получают второй образование, осознав ошибку юности. Однако ее можно избежать, если изначально сделать осознанный выбор профессии.
Шаги к осознанному выбору профессии
В первую очередь, необходимо, чтобы подросток как можно раньше сам осознал и понял, какое занятие ему более всего по душе. Возможно, он не сразу поймет, кем хочет стать и не сможет выбрать профессию за короткое время. Однако он поймет, в каком направлении стоит двигаться. Для этого ему следует ответить на 4 основных вопроса.
Вопрос 1: «Какой я?»
Получение ответа на этот вопрос требует концентрации внимания, детального анализа и глубокого погружения. Следует определить, в каких направлениях ребенок может развиваться, и на этом фоне осмысленно выделить несколько приоритетных направлений.
Сделать это можно на основе ощущений. Предложите подростку поразмышлять на темы того, на что в целом он обращает внимание. В каких границах он ощущает себя комфортно? Чувствует ли он свои сильные стороны? Какие эмоции он ощущает чаще других? Можно поинтересоваться, что ребенок думает о самом себе. И чем он до сих пор руководствовался при выборе?
В ходе размышлений и анализа вы вместе с подростком сможете максимально расширить фокус его внимания. Возможно, в него попадут и те сферы деятельности, которые до недавнего времени выпадали.
Вопрос 2: «Что я хочу?»
Выбор конкретной цели – чрезвычайно важный шаг. Целей может быть несколько, и двигаться к ним можно параллельно. Также важно определить критерии их достижения.
На этом этапе постарайтесь вместе с ребенком поразмышлять о том, что для него наиболее важно. Можно предложить ему высказаться на тему, в какой именно деятельности он видит возможность своего успеха. Поинтересуйтесь, что вообще он вкладывает в понятие «успех».
Ответ на этот вопрос поможет подростку определиться, чего он хочет на самом деле и наметить направление для достижения цели.
Вопрос 3: «Как туда идти?»
Для осуществления правильного выбора подросток должен видеть преимущества и недостатки всех путей развития, которые кажутся ему близкими.
Этот этап предполагает выделение из нескольких вариантов занятий (что мне нравится делать) наиболее привлекательного и осуществимого (в чем я хочу стать мастером).
В ходе размышлений ребенок постепенно осознает, какие шаги необходимо предпринять для достижения цели. И насколько выполнимы для него те или иные шаги. Что необходимо сделать, чтобы совершить тот или иной шаг.
Вопрос 4: «С чего начать?»
Когда отобраны подходящие пути развития, поставлены цели и намечены шаги для достижения, необходимо решить, как сделать первый шаг и каким он должен быть.
Данный этап предполагает осознание последствий выбора. Подростку можно объяснить, что его выбор влечет за собой ответственность за результат и возможные последствия, вне зависимости от того, предвидит он их заранее или нет. Можно предложить ему поразмышлять о том, что будет происходить в его жизни после того, как он сделает тот или иной шаг.
Эти размышления помогут подростку при выборе опираться на сознательный анализ, а не полагаться на обстоятельства. Он сможет понять логическую цепочку действий, которые приведут его к цели.
Универсальный инструмент
Возможно, когда вы вместе с ребенком ответите на эти 4 вопроса, он еще не сможет четко определиться с профессией. Однако размышления помогут ему глубже понять себя, свои способности, желания, определить привлекательные направления деятельности.
В дальнейшем результаты размышления по схеме «Внимание/анализ – Выбор цели – Шаги к цели – Первый шаг» станут основой для осознанного выбора не только в профессиональной, но и других жизненных сферах. Подросток получает универсальный инструмент для анализа, который поможет ему избежать жизненных ошибок в будущем.