Мы продолжаем публиковать материалы нашего спецпроекта об инициативах крупных корпораций и фондов в сфере нового образования.

Сегодня расскажем о Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей»: как команде удалось в период пандемии перевести очные программы в дистанционный формат и создать успешные механики удержания и вовлечения участников. Мы пообщались с Марией Афониной – проректором по образовательной деятельности  Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы.

Коротко о проекте:

Мастерская управления «Сенеж» – это образовательный хаб  президентской платформы «Россия – страна возможностей». Основной площадкой для обучения является кампус на берегу озера «Сенеж» в городе Солнечногорск, что в 40 км от Москвы.

Ежегодно здесь проводится порядка 40 образовательных программ и мероприятий  для победителей и финалистов конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей», молодежного актива страны, действующих управленцев и участников кадровых резервов. Количество участников в прошлом году – более 15 тысяч человек. 

Все программы Мастерской управления «Сенеж» объединены в смысловые кластеры, информацию о которых можно найти здесь: https://campus-senezh.rsv.ru/afisha. Поиск может осуществляться по названию мероприятия, кластеру или датам проведения.

Как поддержать команду образовательных проектов в период неопределенности

На сплочение нашей команды, командообразование очень сильно повлиял курс «Полный вперед», который мы запустили буквально сразу после введения режима самоизоляции в рамках акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕНа сайте polnyvpered.rsv.ru за два месяца проведены 26 онлайн-встреч с успешными спикерами – бизнесменами, учеными, общественными деятелями, волонтерами, журналистами. Они рассказали, что нужно делать в режиме самоизоляции, чтобы не терять позитивный настрой и оставаться здоровыми, как использовать свободное время для планирования карьеры и собственного развития.

Мы придумали на старте «Полного вперед» весной прошлого года, когда все жили в ситуации неопределенности и тревоги, целую легенду. Идея была такая: мы все капитаны своих кораблей, каждый человек – это капитан. Сейчас мы попали в условия идеального шторма, никто этого не ожидал, и каждый должен вести свой корабль. А наша задача – Мастерской управления «Сенеж», помочь каждому человеку – капитану, оснастить и самого себя, и свою команду новыми знаниями, умениями, навыками, чтобы пережить шторм. И на каждом вебинаре эксперт помогал нам решить эту задачу – наши слушатели проводили время с пользой, получали новые знания, «прокачивали» себя.  Мне кажется, что мы своим курсом «Полный вперед» помогли нашим участникам подготовиться к новой реальности, в которой мы жили весной прошлого года. И мы подготовились к постпандемийному периоду и «цифровому миру», в котором сейчас все вместе живем. Об этом мы говорили на закрытии курса – мир не будет прежним и мы готовы к переменам.

Я очень горжусь этим курсом, потому что работа над ним для меня, как для управленца, имела огромный эффект, она очень сплотила нашу команду. Никто не понимал, что нужно делать, но все понимали, что необходим интересный инструмент –программа, которая поддержит и нас и тех, кто нам и в нас верит – наших слушателей. По себе знаю – ты получишь прекрасный результат только тогда, когда он тебе самому очень нужен.

Я считаю это была одна из лучших наших программ в прошлом году. 

Что у нас получилось? Мы привлекли и вовлекли экспертов, до которых в офлайне очень сложно, скажем так, «дотянуться». Например, у нас одним из экспертов был заместитель Председателя Банка России Руслан Вестеровский. Представить себе, что Руслан Вестеровский приедет на программу в «Сенеж» в Солнечногорск можно, он к нам хорошо очень относится, но сложно было бы вклиниться в его плотный график. А тут благодаря онлайн-формату – получилось, он откликнулся поддержать людей, поделиться опытом в рамках курса «Полный вперед».

Это был калейдоскоп вебинаров с участием очень ценных и интересных людей.

Когда мы после отмены режима самоизоляции стали возвращаться к привычному формату работы многие сотрудники платформы «Россия – страна возможностей» встречали меня в  коридорах и говорили: «Мария, здравствуйте, мы вас смотрели в эфире, вот как же это здорово – замечательный проект!». Я сама провела все вебинары, поэтому люди так говорили, можно сказать я предстала совершенно в другом амплуа (смеется). Никто не понимал, что делать, а мы, в общем-то, дали такие новые инструменты и они откликнулись людям, понравились. 

За курс «Полный вперед» нам вручили памятную медаль «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ», учрежденную президентом страны Владимиром Путиным.

Мастерская родителей «Мы вместе»

У нас, как и у многих, в начале прошлого года был сверстан и уже запущен план образовательных мероприятий. Одним из первых было яркое событие – Мастерская родителей «Мы вместе» для молодых семей с детьми. 

Мы создали для них интересную и созидательную образовательную среду, где они получили возможность узнать лучше себя и друг друга, развить семейное лидерство. 

Это было яркое начало 2020 года и тогда еще ничто не предвещало пандемию и никто не думал, что все изменится и в нашу жизнь войдет слово «пандемия». 

Но буквально через месяц после жизнеутверждающего мероприятия о семейных ценностях и традициях под названием «Мы вместе» это словосочетание стало слоганом всероссийской акции взаимопомощи  #МЫВМЕСТЕ.  

Когда мы оказались в самоизоляции, перешли на дистанционный формат работы мне, как руководителю, было сложно. Я только несколько месяцев назад начала свою работу в Мастерской управления «Сенеж» в качестве проректора по образовательной работе, только начали планировать программы, прорабатывать новые идеи, и нас, как говорят, «закрыли» в квартирах. Я в это время собирала команду и мы не могли очно встречаться с людьми, проводили собеседования по скайпу. С некоторыми сотрудниками, которые сейчас в нашей команде, увиделись лично только в июне. 

Когда встретились уже в живую с людьми, многие из них говорили: «Маша, а ты  по-другому совсем выглядишь, мы привыкли тебя видеть совсем иначе в zoom на экране». Это было очень интересное время – «развиртуализация», очные встречи после самоизоляции, творчество в режиме «дистанта» – мы проектировали очень много интересных образовательных мероприятий. 

Конечно, дистанционные курсы и онлайн-формат, вебинары были у нас в Мастерской управления «Сенеж» и до пандемии. Вы же понимаете, что у нас обучаются слушатели со всей страны, часто это взрослые работающие люди и не у всех есть возможность выделить время на очное обучение. Но приоритет до 2020 года отдавался все же очному обучению – дистант всегда был, скажем так, «на потом» или применялись смешанные форматы, где онлайн был лишь дополнением к основным очным образовательным курсам или программам. 

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции заставила всех нас осваивать новые дистанционные форматы быстро, в моменте, других вариантов не было. 

Причем, осваивать и с точки зрения организации образовательных событий, и с точки зрения управления командой. 

Нужно было понимать, чем занимаются твои сотрудники, как выстраивается их рабочий день, когда ты не можешь с ними встретиться. 

Наши планерки стали происходить в zoom – это был дополнительный для меня вызов, честно признаюсь. Я на тот момент хорошо знала платформу Вебинар.ру, но совершенно не знала zoom. Мне пришлось его осваивать, буквально, «с колес», учиться жить и работать в «цифровом мире». 

Я понимала, что как руководитель должна показать пример, убедить, что перейти в «цифру» не сложно и легко, хотя, конечно же, это было на самом деле не совсем просто. 

И здесь как всегда сработал  принцип, который я очень люблю и разделяю в подходе к обучению взрослых: мы перемещаем человека из привычной среды в ситуацию неопределенности. Именно в этой ситуации всегда ярко может проявляется суть человека и его сущность, открываются  внутренние резервы и необычные таланты.

Из офлайна в онлайн: обмен опытом

Я в тренинговом мире и сфере корпоративного обучения работаю уже больше 20 лет, всех знаю очень хорошо – и тренеров, и компании, был и опыт – порядка семи лет назад, когда мы строили  корпоративную академию Росатома. 

Этот мир тоже менялся в период пандемии: половина людей, мои коллеги — тренеры, коучи, говорили, что мне онлайн не нужен, я никогда и ни за что туда не пойду, потому что весь такой профессиональный тренер и работаю только с очной аудиторией, чувствую ее, даже не буду портить свою репутацию дистантом. А были люди, которые начали сразу пробовать новые инструменты, перестраивать работу и вводить новые форматы. 

Ситуация закрытия всех по домам обострила дефицит тех знаний, которые давно пора было всем приобрести. Мы старались и видели в новом цифровом мире плюсы и новые возможности! Вы же понимаете, что у всех давно назрела необходимость перевести часть совещаний и обсуждений в цифровой формат – это экономит время и ресурсы, позволяет подключить больше экспертов, оперативно решать многие вопросы. 

У меня лично высвободилось время на дорогу до работы из Подмосковья и обратно. И даже сейчас можно планировать рабочий график с учетом смешанного – гибридного,  формата совещаний и встреч. Вы обратили внимание, что сейчас почти во всех переговорных комнатах и кабинетах, где проходят рабочие совещания и планерки, стоят большие экраны? И сейчас онлайн-участники, как мы назвали на молодежном форуме «Территория смыслов», «цифровые аватары» – это уже полноценные участники встреч. 

Мы в Мастерской управления «Сенеж» сделали в начале самоизоляции для себя даже памятку, как управлять командой в онлайн, как мотивировать и вдохновлять людей –   все это делалось просто на практическом опыте. 

Чтобы это сделать я связывалась со своими коллегами, которые тоже руководят образовательными департаментами в других подразделениях и компаниях, мы вместе садились разбирали ошибки: как ты делаешь это, а как ты вдохновляешь, а сколько у тебя по времени проходят совещания, а как ты обеспечиваешь вовлечение? Делали памятки, отправляли их друг другу, делились информацией. 

Еще один вызов, с которым пришлось работать, это цифровая аудитория – как удержать людей у экрана компьютера? Что их мотивирует и что нужно сделать, чтобы человек не отвлекался, а был погружен в обсуждение, вебинар, и так далее? 

У меня была своя личная профессиональная деятельность, я работала с аудиторией и умею и вовлекать, и воодушевлять и удержать внимание людей. 

Но когда ты сталкиваешься с тем, что тебе нужно делать это прямо сейчас и работать с цифровыми участниками, а не с обычными, которые перед тобой находятся, то бывает в моменте сложно, если ты ранее этого не делал. 

Очно ты можешь применить свое обаяние, создать особенную ауру, атмосферу в зале. Более того, если говорить о нашей целевой аудитории, с молодежью еще сложней – постоянно нужно быть в тренде, вдохновлять, мотивировать, удивлять. Спикер, когда выступает, отдает энергию и получает ее, если говорить про «живые» выступления. А тут в виртуальном мире ее практически не получаешь, «разговариваешь» (смеется)  с телевизором – вдохновляй себя сам как хочешь. 

В аудитории ты применишь разные техники, а тут при полном переходе в цифровой формат рабочие инструменты никто еще толком не знал. Мы их нарабатывали и учились на своих ошибках. Мы создали очень классную инструкцию по тому, как вести прямые эфиры в инстаграм.

И еще, по поводу «живого» общения и эмоций. Сейчас у нас в команде мастерской управления есть такая практика, когда я провожу совещание в онлайн, я прошу в самом начале и в самом конце всех включить камеру, друг друга приветствовать или попрощаться – помахать рукой.  Для нас всех это очень важно. 

Вовлечение через сопроектирование

Мы использовали для выстраивания диалога с аудиторией разные инструменты – пробовали много цифровых инструментов для вовлечения: вводили разные опросники, викторины, в том числе и Mentimeter. Все эти элементы вовлеченности срабатывают и мы их использовали и используем сейчас.

Но все равно были те, кто отключался, как говорят «отваливался» по ходу эфиров.  

Мы стали, во-первых, приглашать качественных интересных спикеров и модератора. Ведь в цифре нельзя уходить в лекционную историю, ты должен постоянно менять активности во время эфире, держать аудиторию и пользователей у компьютера. 

Если в обычной деятельности, когда мы ведем программу, рекомендуются хотя бы каждые 20 минут менять активность, то в онлайне нужно делать это еще чаще. 51- минутное выступление – это максимум, через 5 минут дай что-нибудь новое, удержи внимание.

Что мы делали еще? У нас были длинные программы, помимо «Полный вперед», которая выросла в моменте. Причем одна из длинных программ – это была программа по обучению наших победителей форумных кампаний со всей России, и первый модуль мы успели провести в офлайне, ребята встретились, поговорили. А потом мы ушли в онлайн.

Второй модуль мы провели полностью в онлайне, и здесь столкнулись с тем, что некоторым ребятам скучно смотреть вебинары, какие бы ни были прекрасные эксперты. Содержательно мы дали то, что было необходимо, но по формату отставали, 

Мы стали думать, что с этим делать. Поэтому дальше мы им предложили самим поучаствовать в разработке следующего модуля. Придя на следующий модуль, они уже чувствовали свою причастность к тому, что им дается на занятиях и мы увидели совсем другой интерес.

А четвертый модуль у нас вообще был очень интересный. Мы даже не планировали его делать, ребята сами его собрали в виде онлайн-форума «Zавтра». Мы должны были вывести их на практику, но совершенно не понимали, как эту практику сделать в условиях дистанта. 

Они сказали: «А давайте, мы спроектируем форум, и сами его проведем». И мы думали: «Ну, как вы его спроектируете, мы сами не знаем, как спроектировать форум на такое большое количество людей». Они придумали страничку в Инстаграме, сами набирали людей, спикеров, сами были модераторами. Конечно, мы нашли для них профессиональную онлайн-платформу, организовали виртуальные комнаты для обсуждения и все прошло на очень высоком уровне и были тысячи участников и прекрасных отзывов.

Вся эта история 20-го года была прекрасна, потому что люди, у которых очень сильно развито аналитическое мышление, они просто не знали, что им делать. Поэтому они на какое-то время были в ступоре. 

А те люди, у которых явно выражено творческое мышление, креативность, смелость, они все вышли вперед, благодаря тому, что их никто не останавливал – они сделали и внедрили очень много интересных прорывных решений. 

Уже перед стартом форума «Zавтра» ребята сформировали свою дирекцию, я к ним пришла и спрашиваю: «Сколько человек ждете?». Они отвечают: «Маша, не знаем, человек 100 если придет, будет круто». 

«Вы не переживайте, даже если к вам 30 придет, ваша задача дать полезный контент. Это ваш первый форум», – говорю им. 

В итоге, у нас зарегистрировалось 10000, и по результату было 3500 уникальных пользователей. Никто этого вообще не ожидал. Форум проходил в пятницу-субботу. В четверг в чате ребята говорят – у нас 2000, 4000, 6000, а выдержит ли платформа, а как это все будет? 

А никто не знал в тот момент в начале прошлого года выдержит интернет-платформа, на которой организовывали онлайн-мероприятие, столько людей или нет. 

Форум прошел отлично, ребята потом очень благодарили за то, что мы им дали шанс таким образом реализовать их идею. Мы их поддерживали, работали со спикерами и с ними тоже работали как с модераторами, но это была полностью их инициатива, и тогда это обеспечило хорошее вовлечение.

Позже появились такие форматы у других проектов, но мы тут абсолютно точно были первыми. Мы использовали кофе-брейки, на которые участники заходят в специальные отдельные «комнаты», там написано, как приготовить кофе латте, как испечь какой-нибудь быстрый десерт. Были чаты-болталки, кинозал, где мы смотрели вечером кино все вместе – синемалогия, отдельно был квартирник, там ребята пели на гитарах. Это тоже совершенно невероятно, ты заходишь в zoom, а там участник форума, который сидит в Екатеринбурге, играет на гитаре. 

Это было очень весело – у меня дети тоже «посещали» форум, слышали, что происходит и танцевали под эту музыку, говорили: «Мама, какая у тебя классная работа».

А когда ты еще и видишь, что все сделано руками людей, которых ты обучил, это невероятно круто! 

Первый наш лайфхак в начале самоизоляции и «цифрового мира» – нужно максимально вовлекать людей и в проектирование самой программы и в ее проведение. Когда ведешь тренинг и у тебя есть сложный участник, нужно делать его своим союзником – дай ему стенд, пусть он выступит. Что хочет человек – он хочет признания, он хочет внимания. И вот обеспечив ему это внимание и уважение к его позиции, вы получите максимальное вовлечение любого, даже очень сложного, онлайн-слушателя.

А как работать с вовлечением педагогов?

Интересная история по вовлечению учителей у нас была в рамках Молодежного педагогического форума «Линейка». Она началась на Всроссийском молодежном форуме «Территории смыслов», который состоялся в смешанном в офлайн-онлайн формате летом прошлого года у нас в подмосковном Солнечногорске в Мастерской управления «Сенеж». 

Как я и говорила, тогда впервые появились так называемые «цифровые аватары». К нам на форум приехали офлайн-участники, у которых были «цифровые команды», и они тоже были полноценными участниками панелей, дискуссий и так далее. 

Этот опыт мы потом тоже декомпозировали в наши другие проекты. Мы делали гибридные программы, когда приезжает в кампус представитель и выступает, а его команда сидит в «цифре» и его поддерживает, работает над заданиями и принимает участие в образовательной программе. И у нас были специальные «цифровые модераторы».

Именно на «Территории смыслов», где была смена вызова образования, присутствовали молодые учителя. Ребята нам сказали – а не сделать ли нам свой молодежный педагогический форум – хочется сделать что-то про новые методики, про новые форматы, про педагогическую смелость. 

В прошлом году вступили в силу изменения в федеральное законодательство об образовании, они касались воспитательного процесса в школах. И все эти молодые педагоги, да и взрослые тоже, столкнулись с тем, что вроде все должны заниматься воспитанием, а какие есть методы, что с этим делать? И мы на смене «Территории смыслов» придумали педагогический форум «Линейка» и взяли туда «цифровых аватаров». 

Там же на «Территории смыслов» педагоги придумали название педагогического форума – «Линейка». Это и торжественный школьный праздник, и мера, по которой можно измерить свой управленческий, педагогический профессионализм. Мы вовлекли педагогов, смогли определить потребность и вместе сделали форум для учителей осенью прошлого года. В такой ситуации у аудитории совершенно другое отношение.

Инструменты и архитектура программ

Первое время в режиме полной самоизоляции в качестве основной интернет-платформы для проведения мероприятий и программ мы использовали платформу Granatum. 

Уже с осени, когда мы понемногу стали возвращаться в офлайн, мы стали делать очень много гибридных – офлайн и онлайн событий, тогда и организовывали студию – нужна была хорошая качественная видео-картинка. 

У нас следующие принципы формирования так называемых длинных, состоящих из нескольких модулей, программ:

— первый модуль про Себя – Я: понимание своих сильных и слабых сторон, понимание, на чем базируется личный бренд;

— второй модуль всегда про Команду: как взаимодействовать с командой, как можно влиять на решения команды, работать над ее сплочением. Причем, в нашем случае мы говорим о влиянии без полномочий, потому что часто наши слушатели не являются руководителями и речь идет не об управлении командой, а именно о лидерстве;

— И третий модуль – про Сообщество: когда ты понял про себя, когда ты понял про тех, кто рядом, иди в мир – твори добро, создавай вокруг себя ассоциации, становись нашим амбассадором, развивай сообщество. Так, по результатам образовательной программы «Женщина-лидер» многие слушатели организовали свои ассоциации, даже НКО кто-то сделал.

У нас есть программа «Звездный путь» для победителей наших всех конкурсов, она коллаборирующая и строится на тех же принципах: Я-Команда-Сообщество. 

Мне кажется, в этом наша фишка и наша находка, что у нас, с одной стороны, разные смыслы, разные спикеры, разные активности, но, с другой – они всегда строятся на наших принципах. 

Весь год мы смотрели как это работает – подход показал себя эффективным. В этом году, понятно, что мы будет «дотачивать» программы, дорабатывать их, но в смысловом поле оставляем все так же – главным при формировании любой программы и мероприятия будет принцип: Я-Команда-Сообщество.

Итак, если резюмировать, что мы делали для того, чтобы обеспечить вовлечение в эти нелегкие дистанционные времена:

  • Включились в акцию взаимопомощи, предложив форматы поддержки людей в сложный период. 
  • Замотивировали и сплотили свою команду через курс вебинаров с экспертами.
  • Прошли собственный путь по перепроектированию программ из офлайна в онлайн.
  • Научились вовлекать в проектирование образовательного процесса участников.
  • Использовали цифровые инструменты и разные форматы контента для организации обучения.

О жизни Мастерской управления и слушателях можно узнать из социальных сетей: 

ВКонтакте  https://vk.com/senezh_rsv

Facebook: https://www.facebook.com/senezhrsv/

Instagram https://www.instagram.com/senezh_rsv/

YouTube https://www.youtube.com/channel/UCszPsgdYS4SVS9Kb-pcCVLQ

Telegram: https://t.me/senezh_rsv

C Марией Афониной беседовала Мария Иванова, Smart Course