Сейчас нет недостатка литературы о психологии подростков и воспитании. Зато стабильной стала нехватка времени, и на вдумчивое чтение найти его сложно. Мы подготовили для вас основные тезисы трех авторитетных и влиятельных книг о взаимодействии с детьми, которые помогут лучше понять подростка и наладить с ним продуктивные отношения.

Психология подростка — шпаргалка для родителей

Как понять подростка Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему»

Автор «Книги для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему», известный психотерапевт, уделяет пристальное внимание личностному развитию подростков. Книга Ирины Млодик полна рассуждений, примеров и выводов, которые сделают воспитание подростка простым и эффективным.
— Чем больше молодая мама будет опираться на свое чутье, интуицию и любовь, тем легче и здоровее будут складываться самые первые и главные в мире отношения.
— Родительское раздражение — чувство совершенно неизбежное. Важно дать себе право иногда покричать, разрешить самому себе раздражаться.
— Воспитывать ребенка — занятие бесполезное, все равно в большей степени он воспримет не то, что вы ему говорите, а то, как живете вы сами.
— Значительно важнее воспитания для любого ребенка — безусловная родительская любовь.
— Если человек вынужден по каким-то причинам делать то, что ему не нравится, но он должен делать, то обязательно ему положены периоды, когда он может заниматься тем, чем хочет, даже если это, на чей-то взгляд, весьма «глупые вещи».
— Когда приходится отказывать ребенку в его желаниях или откладывать их, неплохо бы объяснять ему, ради чего он должен потерпеть. Простыми словами.
— У ребенка тоже есть своя ответственность за то, какой он есть. И чем он становится старше, тем ее больше.
— Запреты ребенку необходимы, но они ему нужны точно так же, как и разрешения.
— С ребенком можно договориться, и более того — стоит это делать, потому что потом он тоже будет стремиться договориться с другими, в том числе и с собственными детьми. К тому же он будет понимать: в этом мире нет ничего безнадежного.

Воспитание подростка — 7 истин от  Француазы Дольто

Как понять подростка Француаза Дольто «На стороне ребенка»

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Француаза Дольто – ключевая фигура детского псхоанализа. Её книга «На стороне ребенка» – возможность посмотреть на проблемы воспитания с иного ракурса, задуматься о вещах, которые обычно ускользают от нашего внимания.
— Вернувшись домой, школьник прилипает к телевизору. Это окно, которое выходит во внешний мир. Но эта пасть, извергающая мешанину образов и сведений, может непоправимо травмировать ребенка, которому никто ничего толком не объясняет.
— В настоящее время ребенок очень нуждается в вербализации, объясняющей ему устройство и назначение вещей. Иначе он будет думать, что вся опасность для него сводится к наказанию.
— Все запреты имеют для ребенка смысл только в том случае, если то же самое запрещено и для родителей.
— Возникает вопрос: лишая детей «опасных игр», не толкаем ли мы их на то, чтобы они или потеряли вкус к жизни, впали в депрессию, или вели как можно более опасную жизнь?
— Если ребенок жалуется, что ребята в школе его бьют, это означает, что у него нет нормальных социальных отношений. Надо разговаривать о том, что происходит, вместо того, чтобы говорить «Защищайся!»… Ребенок должен сам открыть, что он будет менее уязвим, если объединится с несколькими товарищами, найдет себе друзей.
— Самый конструктивный путь — очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая.
— Детей надо допускать к смертному одру. «Оберегая» детей от переживания смерти, их, по существу, лишают возможности отвести умершему иное, новое место в своей картине жизни. Нередко это становится источником глубоких невротических проблем у ребенка.

Как понять подростка — продуктивные приемы общения

Как понять подростка А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Книга А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» начинается остроумной фразой: «Я была прекрасной матерью до того, как у меня родились дети». В простой и лаконичной форме авторы обучают родителей продуктивным приемам общения с подростками.
— Когда дети чувствуют себя хорошо, они ведут себя хорошо. Как мы помогаем им чувствовать себя хорошо? Принимая их чувства!
— Часто сочувственное молчание — это все, что нужно ребенку. Ему сложно думать ясно или конструктивно, когда кто-то задает вопросы, обвиняет или советует ему.
— Гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.
— Детям необязательно, чтобы с их чувствами соглашались, они хотят, чтобы их признавали.
— Физическая активность (драка на подушках, стук по коробкам, рычание, бросание дротиков, рисование) может облегчить некоторые болезненные чувства.
— Когда принимаем чувства наших детей, они легче воспринимают границы, которые мы для них устанавливаем.
— Согласно нашему опыту, дети, чьи чувства уважаются, гораздо с большим уважением относятся к чувствам взрослых.

разделитель

 

Эти простые рекомендации помогли многим семьям наладить взаимодействие с подростками и повысить успешность детей в школе, секциях, кругу сверстников. В хаотичном мире мы нуждаемся в стабильных, принимающих отношениях, которые дают нам силы радоваться жизни, мечтать и творить. Книги, о которых мы рассказали – ключ к таким отношениям.