Продолжаем публиковать материалы нашего спецпроекта об инициативах крупных корпораций в сфере образования, профориентации и формирования у подростков важных жизненных навыков. В этот раз расскажем о проекте, который существует уже более 20 лет —  школьной образовательной программе компании  «Нестле» — «Разговор о правильном питании».

Мы пообщались с Александрой Макеевой, руководителем программы, узнали подробности о работе в регионах, вовлечении педагогов, трудностях перехода на дистант и взаимодействии с бизнесом.

Коротко о проекте:

С 1999 года «Нестле» в России реализует уникальную общенациональную образовательную программу для детей «Разговор о правильном питании». Основная ее цель — через формирование культуры питания научить детей заботиться о своем здоровье, есть полезные блюда, заниматься спортом, соблюдать режим. Программа ориентирована на детей от 6 до 14 лет. Ежегодно в ней участвует почти 1,5  миллиона школьников из 60 регионов России, а всего программу прошли около 8,5 млн детей и подростков.

Программа разработана в  Институте возрастной физиологии Российской академии образования и реализуется при поддержке региональных департаментом и министерств образования. 

Программа «Разговор о правильном питании» — часть Глобальной инициативы компании «Нестле» — «Нестле. Здоровые дети». 

В 2019 году программа «Разговор о правильном питании» стала победителем в номинации «Здоровый образ жизни» на XII конкурсе корпоративных проектов PEOPLE INVESTOR «Ассоциации менеджеров», а также призером премии «Лидеры корпоративной благотворительности 2019», организованной Форумом Доноров, сетью фирм PwC и газетой «Ведомости».

Познакомиться с программой можно по ссылке: https://www.prav-pit.ru

Как появилась программа «Разговор о правильном питании»

Мы запустили программу «Разговор о правильном питании» в 1999 году. 

В то время корпоративные программы «Нестле», связанные с формированием здорового образа жизни работали только в нескольких странах. Сегодня Глобальная Инициатива «Нестле. Здоровые дети охватывает более 80 стран». И мы очень гордимся тем, что наша российская программа признана самой лучшей и успешной среди программ наших коллег. 

Мы всегда с радостью делимся своим опытом. Так, мы помогли создать собственные образовательные программы коллегам из Узбекистана, Казахстана и Беларуси. С тех пор мы дружим программами, а «Разговор о правильном питании» стал международным проектом: мы проводим конкурс на четыре страны с телемостом для ребят-победителей в финале, коллеги приезжают к нам на конференцию в Москву. И мы стараемся этот международный аспект программы тоже развивать и поддерживать.   

На кого рассчитана и как работает программа «Разговор о правильном питании»

Наша программа ориентирована на детей от 6 до 14 лет. Мы берем довольно широкие возрастные границы, но в их рамках у ребенка есть возможность пройти три содержательных модуля. Один рассчитан на детей от 6 до 8 лет, второй — на детей 9-11 лет и третий — на более старших школьников. 

Мы знаем, что традиционные программы, связанные с зож, обычно длятся не более года. Мы же намеренно определили для себя продолжительность обучения 3 года. Мы хотим (несмотря на то, что программа называется «Разговор о правильном питании»), чтобы дети могли не только говорить о том, что полезно и здорово, но и действительно соблюдали правила зож. Очевидно, что за один год этого не достигнешь, за два года — туда-сюда, а три года — как раз тот срок, в течение которого есть реальная возможность не только рассказать ребенку о правильном питании и здоровом образе жизни, но и научить его правильно питаться.

Курс реализуется в школах в рамках внеурочной деятельности, которая направлена не столько на обучение, сколько на воспитание. Мы предлагаем педагогам готовый инструмент, с помощью которого они могут решать свои профессиональные задачи.

Программа реализуется в основном учителями  начальной школы и частично через воспитателей детских садов. То есть начинать заниматься по нашим урокам можно даже в детском саду. Для каждого учебного блока, для каждой возрастной группы мы разработали свой комплект материалов, который включает рабочие тетради для детей, методические пособия для педагогов и материалы для родителей.

В рамках программы с сентября по май педагог раз в неделю проводит для ребят в классе занятия по правильному питанию. Но одного часа в неделю недостаточно, чтобы у ребенка формировались полезные привычки, поэтому вокруг стержня внеурочного курса мы организуем дополнительные онлайн- и офлайн-активности: конкурсы, конференции, семинары для учителей, детей и родителей. Мы создаем такое содержательное поле, внутри которого каждый из участников так или иначе оказывается вовлечен в тему правильного питания и здорового образа жизни.

Как программа реализуется в регионах

Сегодня в российской программе участвуют 60 регионов и 25 тысяч школ. Мы работаем в тесной связке с региональными департаментами и министерствами образования субъектов. В каждом регионе именно департамент или министерство координирует программу на месте. 

С регионами у нас складываются партнерские, взаимовыгодные отношения. Нам важно иметь организационное звено в регионе, а региону важно получить бесплатно инструмент, с помощью которого они могут решить такую важную социальную задачу как организация работы по формированию здорового образа жизни. 

Мы передаем учебно-методические комплекты, и в большинстве случаев наша программа становится частью какого-то из региональных проектов, которые связаны с формированием культуры здорового образа жизни. Мы предоставляем им возможность участвовать в наших конкурсах, и через конкурсы регионы тоже подключаются к работе программы. 

Мы все время стараемся, чтобы наши начинания, наш проект были полезными для системы образования. Например, в начале июня мы запустили на сайте программу «Летний дистанционный кулинарный лагерь». Идея сделать такую программу появилась летом, когда большое число родителей столкнулись с проблемой — как организовать каникулы детей — ведь многие традиционные форматы летнего отдыха оказались недоступны.  

И как раз пока мы занимались подготовкой и запуском кулинарного лагеря, было опубликовано письмо Минпросвещения России с Методическими рекомендациями для школ по организации в период до 30 июня дистанционных внеурочных воспитательных и образовательных программ для школьников. Оказалось, что мы фактически совпали с этим приказом и уже можем предложить региональным школам  готовый инструмент. 

Мы переживали за успех лагеря, потому что летом коммуникация вообще сложная, а из-за самоизоляции было непонятно, что в регионах происходит, как вовлечь детей, как вовлечь учителей, но все получилось. Лагерь работал с 8 июня по 6 июля, за это время в программе приняли участие более 2000 семей из 60 регионов России. Четыре недели они знакомились с мировыми гастрономическими традициями, совершенствовали кулинарные навыки и делились авторскими рецептами любимых блюд.

Какие бизнес-задачи выполняет программа 

Для нас программа «Разговор о правильном питании» — это форма проявления социальной ответственности бизнеса. «Нестле Россия» придерживается жесткой политики в отношении коммуникации с участниками программы, мы не используем логотипы, товарные знаки, брендинг, потому что это наши социальные проекты. И это — глобальная политика корпорации во всем мире.

Нам кажется, что об успехе программы свидетельствует ее широкая охватность, партнерство. Нам важно, что программу активно поддерживают государственные структуры и общественные организации, что многие представители государственных или общественных структур могут сказать: «Да, я из этой программы, я в ней участвую». 

Мы ценим высокую степень вовлеченности людей — это не просто «раздали учебники», наши участники действительно погружаются в программу, увлеченно работают, готовят по видео-урокам, выкладывают фотографии. Мы также регулярно участвуем в различных социальных конкурсах и часто в них побеждаем, что подтверждает признание программы уже независимыми экспертами. 

Нам важно своими действиями показывать, что «Нестле» — социально ответственная компания, что мы готовы активно участвовать в решении возникающих социальных и образовательных задач.

Как программа помогает педагогам в работе 

Я бы сравнила нашу программу с таким педагогическим или организационно-методическим «лего». В «лего» ты берешь набор из разных кубиков и строишь то, что тебе нужно. Мы тоже предлагаем педагогу множество таких кубиков, из которых он, ориентируясь на собственные задачи и интересы, может выстраивать траекторию пребывания в программе именно такой, какой она ему нужна. 

Каждый год мы предлагаем детям, родителям и учителям принять участие в восьми конкурсах. Виды конкурсов одни и те же: кулинарный, международный, конкурс фотографий, конкурс детского творчества, методический конкурс и так далее, но темы каждый год разные, и всегда получается весело и интересно. Каждый раз педагог сам, исходя из своих интересов, может создавать сценарий участия в программе для своих ребят. 

Например, в последнее время стало актуальным патриотическое воспитание, и перед педагогом стоит задача как-то эту тему интегрировать в занятия. На сайте нашей программы есть конкурс «Кулинарное путешествие по России». И чем это не решение задачи патриотического воспитания? По-моему, знакомство с культурой страны, с ее разнообразием, в том числе с культурой кулинарной, — один из самых прекрасных способов формирования патриотических чувств. 

Многие педагоги работают в программе уже по 20 лет. И мы понимаем, что если просто два десятка лет вести один и тот же внеурочный курс, то каким бы он ни был прекрасным, ты просто от него устанешь. Поэтому учитель сам решает, чем дополнить основной курс. В первый год может вместе со своим классом принять участие в кулинарном или в международном конкурсе. На следующий год — берет этот же внеурочный курс, но уже решает попробовать свои силы в нашем методическом конкурсе для педагогов. 

На третий год учитель может предложить ребятам попробовать вместе с родителями полностью пройти «Город здоровья». Это наша мини-платформа, устроенная в виде онлайн-игры. Там можно участвовать в викторинах, проходить квест на тему здорового образа жизни и питания. Получается интересно, полезно, плюс родители тоже вовлекаются. 

Наша максимальная задача — сделать так, чтобы упростить учителю жизнь. Мы понимаем, что с какой бы благой целью не создавалась программа, это все равно нагрузка на педагогов, которые и так перегружены. Поэтому все инструменты нашей программы устроены так, чтобы педагогу в его работе помогать.  

Например, учителю нужно провести новогоднее внеклассное мероприятие. Ему достаточно зайти в кулинарную студию нашей программы, а там готовая «Новогодняя сказка» — кулинарный видео-урок. Можно посмотреть его в классе и приготовить вместе с детьми новогоднее блюдо. И не нужно придумывать сценарий с Дедом Морозом и елкой, вообще не нужно ничего делать: есть готовый продукт, с помощью которого получится незабываемый и интересный новогодний праздник для детей. 

Или другой пример. Перед педагогом стоит задача формирования социально-бытовых навыков у детей, а у нас есть готовая программа кулинарного конкурса, готовый инструмент. И через участие ребят в этом конкурсе педагог действительно помогает им сформировать социально-бытовые навыки.

Но основной наш стержень — это внеурочный курс. На сайте есть готовая программа под каждое занятие, с презентацией и сценарием. Мы так и пишем: пять минут, и твой урок готов. За пять минут ты скачал презентацию, сценарий, выбрал из большой видеотеки на сайте забавный ролик, — и вот добротный, хороший урок готов. 

Как вовлекаются в программу новые школы и регионы

Здесь схема довольно простая. Когда к программе присоединяются новые регионы, департаменты образования сами определяют круг школ, в которых стартует программа. Первый этап для них — это всегда апробация. В новый регион приезжаю лично я или кто-то из коллег. Мы проводим живую встречу с региональным координатором, которого назначили ответственным за программу и за коммуникацию с учителями, которые первыми будут по ней проводить занятия. Рассказываем о том, как и с помощью каких инструментов должна быть выстроена методика реализации программы. 

После этого мы регулярно в регион уже не приезжаем, а вся систематическая методическая работа ведется за счет институтов повышения квалификации. С педагогами, которые присоединились к проекту, работают методисты: знакомят их с новыми инструментами и методиками программы. Получается такая информационная цепочка: от нас — в региональный департамент образования, от департамента — к институту повышения квалификации, а уже оттуда — к учителям. По такой же схеме в регионах проводятся и конкурсы. 

На первой встрече наше живое общение с участниками программы не заканчивается. Во-первых, мы стараемся как можно больше проводить в регионах семинаров, вебинаров, встреч, круглых столов. Проблема только в том, что регионов целых шестьдесят, а нас в отделе всего три человека. 

Еще одна важная часть нашей работы с регионами — это ежегодная международная конференция. На нее приезжают все региональные координаторы и самые лучшие педагоги, а также участники программы из соседних стран — Узбекистана, Казахстана и Беларуси. Для нас это ценная возможность лично встретиться, поговорить, обсудить вопросы, с которыми педагоги сталкиваются при реализации программы.  

У конференции есть и бизнес-задачи, но для меня это в первую очередь возможность встретиться с командой, поддержать друг друга. Многие из региональных координаторов, которые приезжают, работают в программе уже по 20 лет. Для нас это уже не просто партнеры, а практически родные люди. 

Наша ежегодная конференция — это какая-то фантастическая, энергетическая история и одновременно очень важная командообразующая встреча. За три дня мы так заряжаемся энергией, вдохновением, что этого хватает потом на целый год. Многие учителя вообще только благодаря конференции в первый раз приезжают в Москву, для них это тоже особое событие. Благодаря конференции мы видим, что для координаторов в регионах наша программа — не дополнительная навязанная обязанность, а «свой», живой проект. На ежегодных встречах координаторы и учителя видят нас и знают, кто стоит за программой, а мы понимаем, кто те люди, благодаря которым она так востребована на местах. 

Цифровая платформа и офлайн-сообщество

В московской конференции ежегодно принимают участие порядка 120-130 человек, плюс из регионов приезжают еще около 100 участников, около 20 победителей конкурсов среди детей и родителей. Это тот костяк людей, который формирует офлайн-сообщество, хотя оно гораздо шире. Сегодня у программы есть цифровая платформа, на которой 130 тысяч зарегистрированных пользователей. Интересно, что большая их часть очень активные, вовлеченные в программу, потому что получают реальную пользу от участия. 

Я уже несколько раз упоминала нашу кулинарную студию — просто я ее очень люблю. Это очень простая и эффективная система, когда с помощью наших видео-уроков сначала преподаватель в классе учит ребят готовить вкусные и полезные блюда, а потом дома с родителями дети эти блюда могут сами приготовить. И награждаем мы наших участников кулинарной студии тем, что в 5-6 классы разных регионов приезжает наш шеф-повар и вживую проводит открытые кулинарные уроки. Практически все участники этой кулинарной студии так или иначе становятся нашими амбассадорами, потому что они действительно научились готовить, получили реальный навык, а это дорогого стоит. Они потом много и с восторгом рассказывают о студии, поддерживают направление и очень радуются, что в этом проекте сами участвовали.

Наша цифровая платформа выросла из обычного сайта программы, который постепенно обрастал сначала онлайн-игрой, затем интересными и реально работающими инструментами. Мы прекрасно понимаем, что когда речь идет о правильном питании и здоровом образе жизни, за счет одной цифры решить эту задачу невозможно. Даже если ребенок будет играть в какую-нибудь интересную цифровую игру о здоровом образе жизни, правильно питаться или заниматься спортом он от этого не начнет.  

Поэтому все, что происходит на платформе, устроено таким образом: школьник берет задание, выполняет его в офлайне, а результат загружает на сайт. Приготовил блюдо — загружаешь фотографию на сайт. Сделал вместе с мамой зарядку — загружаешь видео на сайт. Съездил в музей, посмотрел там на картины — загружаешь на сайт отчет о поездке, рассказываешь, что ты там делал и что видел. 

Зато в онлайне через платформу можно общаться с другими участниками программы. Например, мы проводим международный конкурс, в котором участвуют дети не только из России, но также из Казахстана, Беларуси, Узбекистана. Они параллельно соревнуются в течение года, а в конце мы для победителей устраиваем телемост. Сейчас становятся модными сетевые мероприятия, а мы только осознали, что проводим их уже 7 лет, что для нас это давняя история, не что-то новое. И вот наша программа дает возможность детям из разных стран лично познакомиться, посмотреть друг на друга. Это тоже потрясающая, очень трогательная история. Когда видишь, с каким интересом ребята общаются, это так здорово, что лично мне бывает трудно удержаться от слез.

Как «Нестле Россия» мотивирует педагогов участвовать в программе 

У нас достаточно разветвленная система мотивации. С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что и для педагогов, и для детей участвовать в какой-то дополнительной активности — это просто интересно, весело, прикольно. С другой стороны, это еще и способ решить какие-то конкретные задачи, которые перед тобой стоят. 

В рамках всех конкурсов у нас действует система постоянного мотивирования и подтверждения вклада участника. Мы следуем принципу: «Даже если ты не стал победителем, ты все равно молодец». Все участники конкурса, вне зависимости от того, стали они победителями или нет, получают всегда специальные дипломы, сертификаты. При этом мы понимаем, что диплом от коммерческой компании, например, не очень ценен для педагога. Поэтому у каждого конкурса в качестве партнера обязательно выступает какой-то значимый научный институт или важная общественная организация. 

Есть система поощрения и для тех, кто перешел на более высокую ступень участия в программе. Это и подарки, и общественное признание. Например, мы просим регионы отметить, похвалить на общегородском собрании, совещании, тех ребят или преподавателей, кто особенно активно участвовал в конкурсе. Кроме того, финалисты практически всех конкурсов приезжают в Москву, мы с ними лично знакомимся, общаемся. И когда они возвращаются к себе в регион, они тоже становятся нашими амбассадорами, а их рассказы о программе приобретают дополнительный вес в глазах окружающих. 

Как менялась методика программы за 20 лет 

Я сама — сотрудник Института возрастной физиологии и один из авторов программы, работаю с ней уже 20 лет. За это время менялись дети, стилистика, подрихтовывались схемы, — шла естественная эволюция, но структура и основные темы курса сохранялись. 

Однако реалии 2020 года фактически вынудили нас создавать новую программу. Когда мы начали делать дистанционный курс, мы думали, что просто возьмем готовые презентации и уроки, быстренько загрузим в МЭШ, и получится готовый продукт. Но это было иллюзией, так не получилось. 

Программу приходится расширять и адаптировать. И новый курс «Летнего кулинарного дистанционного лагеря» уже существенно отличается от учебно-методического комплекта и объемом тем, и формой реализации, и большей интерактивностью.

В нашем отделе у всех сотрудников есть педагогический бэкграунд, мы все работали в школах, кто-то больше, кто-то меньше. Мне всегда казалось, что я не очень разбираюсь в дистанционных формах взаимодействия, но потом оказалось, что фактически мы уже 10 лет проводим онлайн-конкурсы, запускаем игры, викторины на платформе, и все это работает. Поэтому сейчас для разработки дистанционного формата программы мы используем внутреннюю экспертизу и наш опыт, накопленный за последние 10 лет существования цифровой платформы. Плюс мы привлекаем каких-то внешних людей, которые занимаются дистанционным обучением, МЭШем, сетевыми активностями. 

Пока мы работаем по такому принципу: делаем пункт к началу учебного года и смотрим, как он заработает. Если поймем, что можно сделать лучше, то на следующий год его доработаем. Для нас это интересная новая школа. Мне кажется, что ключевая задача для нас сейчас — прочувствовать саму эту механику, этот новый курс. И если вдруг мы поймем, что сделали недостаточно, то будем знать, кого можно к курсу привлечь и какие детали нужно доработать. 

Как развивать программы в дистанте?

Весной нам пришлось фактически переобуваться на ходу. Мы поняли, что придется менять многие вещи, уходить в сторону краткосрочных дистанционных активностей. Мы сейчас очень активно работаем, чтобы внедриться в МЭШ и сделать такой дистанционный курс, чтобы даже на самоизоляции дети все равно могли участвовать в занятиях из дома. Задачи остаются теми же: сохранить охват программы, обеспечить и распространить знания о ней, сохранить партнерство. Однако инструменты, которые мы используем, должны меняться.

Основной тренд сейчас — это максимальное развитие «живого» дистанта: не человек-компьютер, а человек-человек. Когда началась самоизоляция, мы поняли, что программа не работает в школах, потому что в школах занятия проводил учитель. И мы буквально за неделю сделали 18 веселых мини-уроков «Домашние разговоры о правильном питании» и запустили их на платформе. 

Мы считаем, что самоизоляции — не повод забыть о правильном питании и здоровом образе жизни. Весной родители не знали, как занять детей, как позаботиться об их повседневном здоровье в условиях карантина. И тут мы предлагаем забавные видео-уроки: смотрите, выполняйте кулинарные инструкции шеф-повара, спортсмена, ученого, загружайте результат на сайт, соревнуйтесь и получайте призы. Я очень боялась эту историю делать, потому что не совсем понимала, как наш традиционный механизм коммуникации, который уже выстроен, будет работать в самоизоляции. Но за месяц у нас в конкурсе приняли участие 2000 семей. И это не просто зашел-посмотрел-ушел: люди выполняли уроки, готовили дома, загружали фотографии. Это очень хорошие показатели: тема оказалась востребованной, СМИ с удовольствием рассказывали о проекте, получилась очень хорошая пиар-кампания. 

Оказалось, что мы сумели взять простую дистанционную форму, ее внедрили, и все получилось: программа не заглохла в марте, она дошла до конца учебного года. Москва быстрее и легче перестроилась на дистант, но оставались региональные учителя, которым было очень сложно. В результате педагоги использовали некоторые видео-уроки программы, чтобы проводить аттестацию учеников: оценку по физкультуре я тебе поставить удаленно не могу, но если ты прошел пять уроков программы, получишь «пятерку».