Как эффективно учиться вместе с другими? И как рассказать об этом подросткам?

Мы учимся не в одиночку. Взаимодействие с другими людьми значительно обогащает учебный процесс, а иногда является его обязательным условием: например, маленький ребёнок никогда не выучит родной язык, если рядом не будет носителя.

Есть как минимум два навыка, которые повышают эффективность обучения через кооперацию с другими людьми:

  • навык правильно задавать вопросы;
  • умение давать и получать обратную связь.

Хорошо поставленный вопрос – тот, над которым второму участнику беседы захочется подумать, дать на него ответ. Следовательно, собеседник будет заинтересован продолжать разговор. В статье «Как правильно задавать вопросы»рассказывается о том, какие существуют виды вопросов, как они грамотно строятся и каких целей в общении и обучении позволяют достичь.

Навык формулирования вопросов не теряет своей актуальности ни в подростковом возрасте, ни во взрослой жизни. Особенно если подросток захочет в будущем стать педагогом, психологом, менеджером, консультантом или выберет другую профессию, связанную с общением. На портале «Лайфхакер» вы найдёте 5 самых типичных ошибок спрашивающего и 5 подсказок, которые помогут их избежать. Изучите их вместе с подростком и предложите использовать в качестве памятки, когда предстоит получить у кого-то важный совет, консультацию или полезную информацию.

Через обратную связь мы контактируем с окружающим миром и проверяет правильность своих знаний и представлений о нём. Это способ сотрудничества в любом коллективе: в семье, с друзьями, в деловых отношениях. Только с помощью обратной связи можно узнать, насколько один человек понимает другого, находится с ним на одной волне и готов что-то делать вместе.

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

К сожалению, ожидаемая обратная связь далеко не всегда бывает позитивной. В силу возрастных особенностей – усиления процессов самоанализа и рефлексии – подростки могут достаточно остро реагировать на критику. Тем не менее, когда человек умеет прислушиваться к критическим замечаниям и брать их в работу, это даёт мощный толчок в обучении и развитии. Поэтому не будет лишним прислушаться к советам экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой о том, как реагировать на критику, а также как критиковать других с уважением и пользой для обеих сторон.

Подробнее о том, как правильно общаться с подростком, подготовиться и построить беседу с ним, вы cможете познакомиться на нашем онлайн-курсе «Как работать с поколением Z», например, в лекции «Разговоры и контакт». А для тех, кто сомневается, нужен ли ему курс, мы предлагаем приобрести демо-доступ к первой неделе обучения: в течение недели у вас будет возможность просмотреть 2 видео-лекции, посетить вебинар и выполнить 2 практических задания.

Наша команда подготовила статью совместно с благотворительным фондом «Вклад в будущее».