В последние 50 лет произошел прорыв: женщины массово начали занимать рабочие места в традиционно «мужских» областях. Но в области инженерии и вычислительной техники их процент по прежнему гораздо скромнее, чем в юриспруденции, бизнесе и медицине.

По данным Росстата за 2021 год в России по физико-математическому профилю учится почти в 2 раза меньше женщин, чем мужчин, а в области «информационной безопасности» почти в 4 раза меньше. На 1 женщину в металлургии и машиностроении приходится 5 мужчин, а в энергетике, электротехнике, ракетно-космической технике и авиации — уже 6.

Как так вышло? Ведь STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика) — это не только физически тяжелые профессии, где на различия можно махнуть рукой (хотя тоже, так себе идея), здесь туча любопытных технически насыщенных, но творческих направлений.

Исследование ВШЭ показывает, что такое неравенство в области точных и естественных наук начинается в средней школе, укрепляется в старших классах, нарастает в вузе и достигает пика уже на рынка труда. То есть уже в школе девчонки начинают избегать «физику» в пользу «лирики».

Однако истоки этого неравенства не когнитивные. Способности к изучению точных наук у девочек и мальчиков одинаковые, что подтверждается рядом исследований. Разными оказались самостоятельная оценка знаний и представления об их значимости для своего будущего.

Команда Smart Course вместе с командой Arconic осенью 2021 года провела исследование и  глубинные интервью с школьницами и студентками, которые все-таки выбирают двигаться в сторону технических сложных направлений дают любопытную картинку.

Половина школьниц и две трети студенток считают, что разделение профессий по гендеру существует, но подавляющее большинство уверено, что такое разделение существуют только по причине физиологических различий. Мальчики сильнее.

80% студенток и школьниц думают, что девушки вполне могут пойти и преуспеть в STEM-профессиях, но если будут соблюдать ряд условий:

  • 👆🏻 сами сделают этот выбор,
  • ✌🏻 действительно разбираются в этих предметах,
  • 🤘🏻 не обращают внимание на мнение окружающих,
  • 👌🏻если она в целом целеустремленная личность.

Анализ этих условий и интервью участниц позволяет выделить три барьера:

  • ⚔️недостаток знаний,
  • ⚔️недостаток уверенности и
  • ⚔️недостаток поддержки.

Все три барьера имеют социальные корни. Учителя склонны поддерживать скорее парней, которые занимаются точными науками, чем девушек. Родители мальчиков чаще поддерживают стремления заниматься математикой, в то время как родители девочек чаще направляют их в гуманитарные области. Да и подавляющее большинство ярких представителей STEM-отраслей — тоже парни, то есть увидеть образ будущей себя девушке оказывается непросто, а зачастую и невозможно.

👨‍👩‍👧 Дорогие родители, если вы хотите помочь своим дочерям выбрать свое будущее, которое может занести их в весьма востребованное STEM направление — прекращайте опираться на распространенные образы «мужских» и «женских» профессий. Эта разница давно перестала быть такой явной.

👨‍🏫 Дорогие учителя, кажется нам с вами уже очень пора осваивать современные педагогические технологии обратной связи, психологической поддержки, ненасильственной коммуникации и углублять свои знаний в области STEM-траекторий. Это поможет и девчонкам, и мальчишкам, а также их родителям.

🦸🏼‍♀️ Дорогие девушки, легкий и ненавязчивый гуглинг позволяет познакомиться с Мариссой Майер, Адой Лавлейс, Фрэнсис Арнольд, Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна, и многими-многими другими, и может быть чуть точнее рассмотреть в будущем образ для себя.

Короткие итоги исследования можно посмотреть по ссылке