«Меня смущало, что я провожу очень много времени впустую на уроках, когда могла бы более продуктивно провести это же время», — Алина Иванова, 16 лет.

Ты не идёшь в 11 класс. А что вместо этого?

Фактически я иду в 11 класс, просто не на очное обучение, а на заочное. Я всё так же буду сдавать в конце года всеми горячо любимый ЕГЭ, как и все одиннадцатиклассники:) Ну и не идти совсем нельзя, всё-таки аттестат нужен для поступления в вуз.

У меня будут зачёты по всем предметам раз в полгода в школе, плюс репетиторы по предметам, которые я буду сдавать на ЕГЭ. Очень удобная система в 11 классе, когда главное, на что у тебя сфокусировано внимание — это подготовка к ЕГЭ.

Как будет проходить твой день без школы?

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

У меня есть график преподавателей, к которым я езжу заниматься. Они дают часть работы на дом. В какие-то я еду к репетиторам, если в один день их два, то в промежутке делаю задания к одному из них. Если нет репетитора — еду в библиотеку и делаю домашние задания.

Организовываю пока что всё сама. После двух недель такой учебы, если пойму, что не справляюсь и сформулирую, где мне нужна помощь, буду обращаться к тьютору.

Как тебе пришла в голову идея, что так можно?

В прошлом году с самого начала 10 класса меня перестала устраивать обычная школа. Хотя я училась в частной школе и понимала, что нигде образования лучше мне не дадут. Меня смущало, что я провожу очень много времени впустую на уроках, когда могла бы более продуктивно провести это же время. Плюс были некоторые проблемы с коллективом, который меня не устраивал и в какой-то момент я поняла, что трачу больше нервов не на учёбу, а на конфликты с коллективом и это ещё больше выматывает.

На мой запрос убрать некоторые уроки из сетки и сделать мне зачёты по этим предметам —  мне ответили отказом.

Моя мама предложила вариант учиться на заочке, но я никак не могла решиться. И в этот момент моя одноклассница ушла на заочное обучение в другую школу. Я поспрашивала её, как там устроен процесс, посоветовалась с матерью ещё раз, она меня поддержала и с конца января я ушла в ту же школу, что и одноклассница на заочное отделение.

Что говорят о твоём решении в школе: администрация, учителя, одноклассники? А близкие?

В школе многие расстроились, что я ушла, никто не ожидал этого. С одноклассниками я не общалась, думаю, большинство выдохнуло. С некоторыми своими преподавателями я до сих пор поддерживаю контакт и очень этому рада. А из близких — мать меня очень поддерживает в моих начинаниях, чему я очень благодарна, и это очень и очень помогает:)  Остальным друзьям всегда долго надо объяснять эту систему, но в принципе они говорят, что главное, чтобы мне было комфортно и я в итоге поступила туда, куда хочу, так что в принципе всё ок.

Как ты относишься к школе — к своей и к институту вообще?

К своей школе я отношусь очень хорошо. Всё равно она мне дала очень много и сделала из меня то, что я есть сейчас. Разные поездки, люди, которые там учились, преподаватели — это всё я очень люблю. К школе в целом я отношусь хорошо, когда нахожусь со стороны, вне процесса. Я прекрасно помню, как ненавидела всё происходящее вокруг, постоянную нервотрепку, все эти недосыпы и прочее.

Не знаю, как можно всё это оптимизировать. Единственное, что я бы добавила — это обязательное объяснение ученикам, зачем нужно изучать тот или иной предмет. Причем объяснять не как идиотам, которые ничего не понимают и тупые, а спокойно, не с позиции сверху-вниз, а как другу. Объясню, что я имею в виду.  Однажды, я спросила свою учительницу по химии, зачем мне учить её предмет, если я не буду сдавать химию и иду на направление, где эта химия мне будет не нужна. Она спокойно ответила, что тема, которую мы тогда проходили, развивает математическое мышление и когда решаешь всякие задачки у тебя образуются новые нейронные связи. Мне этого более чем хватило и у меня была хорошая оценка по этому предмету, и я его с удовольствием учила. А казалось бы, объяснения не очень сложное. Похожая история была с физикой, когда на мой вопрос ответили, что физику должен знать каждый образованный человек и вообще без физики никак нельзя жить. В общем, физику я не учила:) Не сказать, что я этим горжусь, просто, когда ты находишься в процессе и под постоянным напряжением, у тебя периодически пропадает мотивация что-либо делать, и мне кажется, задача учителя мотивировать ученика и помогать ему в таком случае, а не наезжать и говорить, что он идиот. Так себе мотивация, если честно.

Какие планы на следующий год?  

Планы сдать экзамены и поступить:) Дальше отталкиваться от ситуации. Очень много нюансов: если не сдам ЕГЭ, или если сдам и поступлю. Так что пока живу до поступления, а там посмотрим. Есть намеченные планы отхода, посмотрим какой из планов претворится в жизнь!

А если не связанные с учебой — то они тоже есть:) Поеду вожатой в научный лагерь на неделю, возможно, составлю свой курс и прочитаю его там, пока думаю над темой и формой, но очень хотелось бы попробовать себя в этом. Езжу уже в этот лагерь 7 лет, и вот будет 2 год в качестве вожатого! Очень люблю это всё.

Ну и после поступления, как только пойму: зачислена или не зачислена, поеду в археологическую экспедицию. Туда еду не в первый раз, уже в 3. Очень этому рада. Вообще такие вот перезагрузки в другом месте и условиях мне кажется очень важными.

Как себя чувствуешь: 1 сентября без линейки, классных часов, уроков и вот этого всего?

Хорошо себя чувствую! Я же понимаю, почему я отказалась от этого. У меня есть цель — поступить туда, куда я собралась. Классическая школа была не так выгодна для достижения этой цели, нежели заочка. Скучаю только по некоторым преподавателям и их занятиям, но мы поддерживаем дружеский контакт и это даже прикольней. А самой выстраивать свой учебный процесс — неплохой такой вызов и очень мотивирует лично меня.

Кем хочешь стать, когда вырастешь?

Интересным человеком, довольным тем, что происходит вокруг него! Никогда не формулировала профессию, кем я хочу быть. Думаю, пойму это, когда поступлю и посмотрю, как мне будет во всём этом и что понравится больше.  Точно знаю, что не хочу сидеть на месте и хочу находиться постоянно в движении и в изучении чего-то нового.

Какой совет дала бы себе пару лет назад?

На конец 9 класса я хотела бы пожелать себе не бояться отказываться от старого в пользу нового, новое— это не страшно и всегда вначале будет идти хуже, чем старое, и это логично. И что, если у тебя что-то не получается, это нормальная практика и так происходит у всех, это не конец света, и я от этого не плохая. Не бояться показаться глупой! Задавать интересующие тебя вопросы, не задумываясь о том, что плохого могут подумать люди вокруг! Научиться расставлять приоритеты и выбирать, что для меня важнее и не бояться, отталкиваясь от этих приоритетов, отстаивать свою позицию и свои интересы.

У меня в конце 9 класса был очень болезненный уход из спорта. Я занималась стрельбой из лука (пользуясь случаем хвастаюсь, что я кандидат в мастера спорта:) И после 3 лет упорной работы настал момент, когда тренер начал требовать, чтобы я больше времени вкладывала в работу. Больше, чем на тот момент, а на тот момент это было 4-5 тренировок в неделю по 3-4 часа. И это стало расходиться с моими целями и планами на дальнейшую жизнь. Я понимала, что профессиональным спортом я заниматься не хочу и вряд ли у меня получится, а сформулировать это и сказать своему тренеру, который три года на тебя угрохал — очень страшно. И страшно уходить из спорта и делать полноценную ставку на учёбу — вдруг не получится? Ну и весь тир был как семья вокруг тебя, всё-таки видишь всех каждый день почти по 4 часа в день, и уходить из семьи это очень тяжело.

В итоге-то я ушла, но я могла бы сохранить больше нервов и ресурса своего, если бы сформулировала это всё чуть раньше и не побоялась бы подойти к тренеру и сказать о своих желаниях и целях.

Все эти советы накладываются и на учёбу 🙂