«Эмоциональное выгорание»: как его определить и как бороться?

Термин «burnout» в 1974 г. ввёл психиатр Г. Фрейденбергер, который изучал сотрудников крупных фирм и корпораций. «Выгоревший» человек, как сгоревший дом: снаружи фасад может быть целым, а если зайти внутрь – понимаешь степень опустошения.

Выгорание лучше отлавливать в конкретном моменте. Существует несколько признаков эмоционального выгорания:
  • Чувство изнеможения, истощения, безразличия;
  • Негативное отношение к окружающим без реального повода для этого (в первую очередь – коллеги и клиенты по работе, но постепенно и все остальные);
  • Негативное самовосприятие;
  • Усталость после прошедших выходных;
  • Отсутствие чувства радости длительное время.
Если большинство признаков, описанных выше, находят отражение в вашем состоянии – обязательно воспользуйтесь советами по профилактике выгорания ниже.

Профилактика выгорания: Тело

  • Еда + вода + сон;
  • Занятия спортом (как минимум 15 минут физических упражнений в день);
  • Поход на массаж, SPA-процедуры, маникюр и т.д.;
  • Медитация.

В идеале, периодически устраивать день заботы о себе!

Профилактика выгорания: Мозг отдыхает

  • Сон, прогулки, созерцание (в том числе и созерцание кино и сериалов);
  • День без гаджетов, уведомлений и сообщений;
  • День без общения;
  • Отпуск;
  • Периодические перерывы в работе (например, техника «Pomodoro»).

Профилактика выгорания: Эмоции

  • Гимнастика мозга;
  • Переключение и постоянная смена видов деятельности;
  • Наличие хобби, противоположного
    работе.

Вы не одни! Рядом есть и другие люди (и котики)

  • Встречайтесь с друзьями и близкими;
  • Устраивайте или посещайте девичники и мальчишники;
  • Создавайте или будьте частью профессионального сообщества.

Помимо способов профилактики, команда Smart Course также может предложить вам помощь в работе над эмоциональным состоянием: практический онлайн-курс «Забота о себе против», где вы узнаете полезные методы саморегуляции эмоционального выгорания в работе и жизни. Курс будет особенно полезен людям, для которых общение является основой их профессиональной деятельности: тренерам и психологам, педагогам, менеджерам, работникам сферы услуг.