Декада профориентации плавно движется к завершению. Мы уже писали о теории профотбора, истории и современных подходах. Сегодня вы узнаете о том, как работает профориентация за границей.
В отличие от России, во многих зарубежных странах такого понятия вовсе нет. Вместо профориентации существует термин «карьерное развитие». Тем не менее, цели, задачи и методы работы схожи с российскими.
Профориентация в Германии
В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Каждый ребенок заполняет рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии.
Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости и итогами тестирования служит основой для консультаций. В случае необходимости специалист может прибегнуть к помощи психологов или даже медиков.
Впоследствии работодатель нанимает выпускника в качестве ученика, который может выбрать «общий» или «специализированный» путь дальнейшего обучения. Общий позволяет поступить в вуз, специализированный – получить профессиональные навыки в школьных мастерских и на производственных практиках.
Профориентация в Канаде
В Канаде при каждом университете имеется свой центр профориентации, который помогает выпускнику в самоопределении через тестирование и семинары. Обычно самоопределение человека в профессии проходит шесть этапов:
- студент сам принимает решение о выборе профессии. Если он не уверен, ему предлагают подумать еще;
- выпускник определяет, какие личные качества ему потребуется развить, чтобы соответствовать принятому решению;
- соотнесение выбора с тенденциями рынка труда;
- поиски альтернативных путей, если выбранная профессия по каким-то причинам не совсем подходит студенту;
- производственная практика;
- окончательное решение.
На каждом этапе студента не оставляют наедине с его выбором, а проводят активную психологическую и профессиональную диагностику, оказывают консультации.
Профориентация в Японии
Отличительной черта системы профориентации в Стране восходящего солнца в том, что она почти полностью сосредоточена в средней школе, а не в специализированных центрах. В Японии профориентация глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы.
В Японии профориентирование начинается с седьмого класса. Каждый год учащийся должен опробовать себя в 16 профессиях, причем из самых разных областей: бизнес, сельское хозяйство и т.д. При этом ведется специальный мониторинг деятельности учащегося, на основании которого затем даются рекомендации и предлагается индивидуальная программа по профессиональной самореализации.
Вспоминается известный мультсериал «Футурама», в котором специальный компьютер в миг определяет лучшее место работы для каждого члена общества.
Конечно, специфика зарубежной профориентации обусловлена уровнем жизни и особенностями экономической и социальной политики этих стран. Но России было бы полезно перенять положительный опыт зарубежных коллег и переработать его в соответствии с российскими реалиями.
В заключительной статье «Декады профориентации» мы поговорим о том, что ожидает профессиональный отбор в будущем. Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы не пропустить публикацию.