Профориентация – важная тема, которая часто встречается в нашем блоге. Но речь зачастую заходит о том, как применять ее на практике, чтобы определиться с выбором будущей профессии. В новой серии статей «Декада профориентации» мы сосредоточимся на теоретическим аспекте.

В течение следующих десяти дней (с 9 по 18 ноября) мы опубликуем пять материалов о профориентации. Речь зайдет о теории и происхождении профессионального ориентирования, а также о том, чем российский подход отличается от зарубежного.

Нужна ли профориентация вообще?

теория профориентации нужна ли

На этот вопрос мы уже отвечали в статье «Зачем нужна профориентация подростков?». Давайте рассмотрим его еще раз – через аналогию. Можно ли починить автомобиль без технической инструкции? Можно ли научиться кулинарии без рецепта? Вероятно, можно, только качество ремонта или приготовленного блюда вряд ли будет на высоте.

Профориентация – это почти то же самое: инструкции, описания и рецепты. Только про человеческую жизнь и путь. Выбор профессии – один из самых важных в нашей жизни.

Определение профориентации

теория профориентации определение

Профессиональное ориентирование – это не просто разъяснение выпускникам школ особенностей имеющихся профессий, это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, призванных помочь адаптироваться в обществе.

Если говорить официальным языком, то профориентация – это оказание помощи в выборе профессии с учетом личных наклонностей, способностей, талантов каждого отдельно взятого человека с одной стороны и удовлетворение социальной потребности общества с другой. Таким образом, грамотная профориентация может не только решить проблему безработицы, но и предотвратить последствия неправильного выбора профессии.

Человек «на своем месте» сделает больше и сделает лучше – это давно поняли работодатели и государственные деятели в Европе, оттого и подходят к проблеме со всей ответственностью. К особенностям профориентации за рубежом мы еще вернемся. Для начала изучим некоторые базовые понятия, связанные с профориентацией.

Базовые понятия профориентации

теория профориентации базовые понятия

  • Жизненная позиция. Она выражается в мыслях и поступках, отношении к окружающей действительности и стремлении преобразовать ее. Жизненная позиция находится между двумя полюсами: «от меня ничего не зависит, обстоятельства все решают» и «все зависит от меня, я несу полную и безоговорочную ответственность за все, что происходит в моей жизни».
  • Мотивация. То есть то, что побуждает человека заняться той или иной работой. Зачастую на первом месте стоит творческая самореализация, но не менее важна и финансовая составляющая.
  • Самоопределение. Это критерии, по которым человек сам определяет свое место в своей будущей профессии. Рука об руку с ней идет и самооценка. Адекватная самооценка — это важный шаг для профессионального определения.
  • Социальная потребность в профессии. В различные периоды общество нуждалось в специалистах то в одной сфере деятельности, то в другой. Рынок труда всегда чутко реагирует на подобные изменения. Проблема в том, что предположить его потребности на 5-10 лет практически невозможно. Поэтому важно справляться с неопределенностью и спокойно относиться к постоянному поиску и развитию.

Могу, хочу, надо

теория профориентации могу хочу надо

Немаловажным в профориентации является соотношение «Я могу» и «Я хочу». Иногда эти понятия изображаются в виде двух кругов, на пересечении которых и лежит область профессионального выбора человека. Третьим кругом часто в данном графике изображают «Потребности общества».

В идеале на пересечении всех трех кругов и должна находиться будущая профессия. В какой-то мере эта концепция близка к японскому понятию «икигай» – самый главный интерес, самое главное стремление, конечная цель жизни.

теория профориентации диаграмма

В следующей главе «Декады профориентации» речь пойдет об истории профессионального ориентирования. Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы не пропустить публикацию.