«Декада профориентации» достигла середины. В предыдущей статье мы рассказали о том, как постепенно повышалась важность выбора профессии с древнейших времен до середины девяностых. Сегодня поговорим о том, как обстоят дела на данный момент.

Профориентация сегодня

 

Многие эксперты полагают, что конкуренция на рынке труда в России крайне высока, в то время как профориентации в нашей стране еще не уделяют должного внимания. В основном ей посвящены факультативы и прочие дополнительные занятия.

Поэтому выпускник в нашей стране редко всерьез задается вопросом: какую профессию выбрать? Скорее он задумывается о том, какой экзамен выбрать для сдачи и в какой вуз поступать. В основном проблема профориентации школьников решается в кругу семьи. Молодой человек часто и сам не представляет, на что ему ориентироваться в выборе будущей профессии.

Как показывают опросы, среднестатистический выпускник может более-менее подробно рассказать не больше, чем о 20 профессиях. Для сравнения: в Канаде выпускник имеет представление о 200 профессиях.

Приоритеты выпускников

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Приоритеты выпускников

Российский выпускник нередко при выборе профессии руководствуется размером зарплаты. На втором месте стоит престижность. А чаще всего вчерашний школьник просто «плывет по течению» и либо выберет профессию по наставлению родителей, либо пойдет работать туда, где есть родственные связи, либо просто последует примеру одноклассников.

В итоге молодой специалист с дипломом в руках зачастую не может устроиться по специальности или все-таки находит себе место, но пребывание на постылой работе, к которой «душа не лежит», не приносит ему морального удовлетворения. К тому же, создается ощутимый вакуум в сфере «непрестижных» профессий: учитель, швея, сантехник, электрик…

Документация и практика

документация и практика

Хотя в официальных документах и указывается, что профориентация школьника – одна из основных задач в работе современного учителя, на практике такую деятельность трудно полноценно развернуть в рамках неспециализированного предмета: физики, химии или изобразительного искусства. Конечно, учитель может сориентировать своих учеников в плане профессий, связанных с той же физикой, но в жестких рамках учебного плана сделать это будет трудно.

Кроме того, перед школой стоит задача не только сориентировать выпускника в море имеющихся специальностей. Учитель должен психологически подготовить школьников к тому, что выбор профессии – это не разовый эксперимент, а постоянный процесс, неотъемлемый от новых реалий жизни.

Многие вчерашние ученики просто не имеют представления о том, что само наличие диплома еще не гарантирует трудоустройства по специальности, а начинать придется со стартовых позиций. Отсюда и распространенный миф о бесполезности высшего образования.

Проблемы профориентации в России

Проблемы-профориентации-в-России

 

Нужно открыто признать, что профориентирования как системы взаимосвязанных компонентов в России сегодня не существует. Отсюда и множество противоречий:

  • Нет полноценной преемственности между достижениями СССР, дореволюционной России и современными реалиями в сфере профориентации, что часто приводит к дилетантству.
  • Выпускник школы часто просто не знает, куда нужно поступить, какие знания и навыки ему получить, чтобы устроиться на работу по душе;
  • В рамках школьного образования невозможен системный подход к полноценной педагогической и психологической поддержке, хотя он необходим;
  • Грамотное ориентирование в профессиях необходимо, но многие консультанты слабо ориентируются в своей работе;

И нужно сначала разрешить все эти противоречия, прежде чем говорить о действительно развитой системе профориентации в России.

Традиционно в этом случае принято указывать на школу как основной источник профграмотности у молодого поколения, забывая при этом про известный принцип «не учеба на всю жизнь, а учеба через всю жизнь». Конечно, выпускнику полезно иметь представление о выборе учебного заведения и будущей профессии. Но что делать, если работы либо нет вообще, либо она есть, но не приходится по душе? Идти еще в одно учебное заведение? А потом еще и еще?

Не стоит забывать, что в России существуют научные центры по изучению проблем профориентации. Они работают в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле. Таким образом решается вышеуказанное противоречие между требованиями научной обоснованности и потерей прежних наработок в этой области.

Недостаток же в том, что применение теоретических разработок на практике практически отсутствует. В подобные центры, как правило, обращаются взрослые люди, желающие сменить профессию. А, например, в Европе в подобных центрах основная работа идет как раз с выпускниками учебных заведений.

Как исправить ошибки в профориентации?

Как-исправить-ошибки-в-профориентации

В каждом крупном населенном пункте должны располагаться бюро и агентства, которые помогут специалисту развить уже имеющиеся навыки и приобрести новые. Такие службы сегодня существуют при центрах занятости, остальные же в рамках пониженного финансирования довольствуются эпизодическими курсами переподготовки, которыми могут воспользоваться далеко не все желающие.

При многих ссузах и вузах России сегодня существуют производственные практики, на которых студенты могут проявить и опробовать себя в выбранной профессии. Нередко работодатель во время такой практики «берет на заметку» особенно отличившегося студента и впоследствии предлагает рабочее место.

Роль семьи в проблеме профориентации, безусловно, важна. Более того, в России, по итогам опросов, почти половина выпускников выбирает себе профессию, соглашаясь с мнением родителей или родственников. В связи с этим задача центров и агентств по профессиональному ориентированию состоит и в том, чтобы разъяснить родителям важность осознанного выбора профессии и ознакомить их с имеющимися специальностями и учебными заведениями.

 

сегодня

Мы ежемесячно орагнизуем мероприятие Weekend профессий, на котором старшеклассники встречаются с успешными представителями самых разных профессий, общаются, узнают подробности, делают для себя выводы, решают подходит им это или нет. Если для вас или вашего ребенка вопрос выбора профессии актуальный, то приходите обязательно — на наших встречах всегда очень теплая атмосфера. Скучно не будет!

В следующей статье мы расскажем о том, чем отличается подход к профориентации за границей от российского. Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новую публикацию.