«Декада профориентации» подошла к концу. Сегодня мы публикуем последний материал нашего десятидневного цикла. В этой статье мы поговорим о том, что ожидает профориентацию в будущем.
Прогнозировать развитие профориентации в дальнейшем весьма трудно, причем не только в России. Мы живем в мире, который называют VUCA world, – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. В этих условиях приходится предугадывать потенциальные проблемы и готовиться к ним, понимать последствия, и искать возможности справиться с ними.
В нашей стране профориентация развивается медленно, но верно. Открываются новые центры и агентства, школы сотрудничают с центрами занятости, привлекая учащихся на производственные практики. В целом государство признает необходимость просвещения выпускников об их будущих профессиях.
Что ждет профориентацию в будущем?
Современные реалии диктуют свои требования к профориентации:
- она должна развивать навыки, которые позволят человеку обучаться и самостоятельно разбираться с выбором профессии, исходя из собственного желания и требований времени;
- ориентировать нужно не на одну-две профессии, как это происходит в России сейчас, а сразу на несколько. Впрочем, вариантов не должно быть слишком много, чтобы не демотивировать школьника.
- принцип непрерывности. Иными словами, человек, даже получивший хорошую работу, в любой момент должен получать исчерпывающую информацию о других профессиях, а не зацикливаться на одной. Для этого требуется плотное сотрудничество работодателей и центров по профориентации.
Конечно, работодателю невыгодно, когда от него уходит высококвалифицированный сотрудник. С другой стороны, этот сотрудник может получить улучшенные навыки и остаться работать на данном предприятии, но уже на более высокой должности; - профориентация должна иметь всеохватывающий характер, то есть проводиться последовательно на каждом этапе обучения: в школе, в ссузе, в вузе, на предприятии и вне его;
- комплексность. Недостаточно провести только тестирование одиннадцатиклассников, встречу с одним представителем предприятия или производственную экскурсию на завод поблизости.
Существует масса научно обоснованных методов грамотной профориентации, и, чем больше их будет задействовано, тем более ясное представление о перспективах в профессии получит выпускник; - выбор профессии обязательно должен опираться на разумную самооценку учащегося относительно своих целей, способностей и возможностей. Типичный пример нарушения этого принципа: выпускник, имеющий «тройку» по математике, поступает на коммерческое отделение по специальности «экономист» только потому, что это «выгодно» и «престижно».
Более того, согласно социальным опросам, более половины молодых людей не могут правильно соотнести выбор будущей профессии с собственными реальными возможностями.
Заключение
Выбор профессии – один из самых важных выборов в жизни. Если уделять этому вопросу как можно больше внимания, можно смело забыть о нереализованных амбициях и ошибках в выборе профессии. Чтобы правильно ответить на конечный вопрос «Кем быть?», нужно сначала ответить на множество других вопросов, причем честно, разобравшись в себе самом.
Если вы пропустили одну из статей «Декады профориентации», найти их можно по этим ссылкам:
- Декада профориентации: Теория
- Декада профориентации: История
- Декада профориентации: Современная Россия
- Декада профориентации: Зарубежный подход
Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы не пропускать новые материалы о профориентации, осознанном выборе профессии, финансовой грамотности и психологии отношений внутри семьи.