В прошлой статье мы рассказали, что такое профориентация, и немного порассуждали, зачем она в принципе нужна. Сегодня мы продолжаем нашу серию постов на тему профориентации и предлагаем вспомнить, с чего все начиналось.

Первые собеседования

Первые зачатки профотбора существовали еще до нашей эры. Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, показывающие необходимость связи занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах имелась целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники – все они были обязаны подтвердить свои личные наклонности и способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы выявить темперамент.

Первая книга

Во Франции в 1849 году вышла книга «Руководство по выбору профессии», которая сопоставляет личные качества человека и работу, выполняемую им. Считается, что это первая книга, в которой делаются попытки научной обоснованности проблемы выбора профессии.

Первые консультации

история профориентации первые собеседованияВ дальнейшем развивающийся капитализм увидел для себя прямую выгоду в том, чтобы поместить рабочего на место, более всего соответствующее его способностям и наклонностям. Поэтому научные изыскания в этой области продолжились. Например, в Америке в 1898 году начались консультации школьников по вопросам выбираемых профессий. В школах Бостона выбор профессии сравнивали с выбором супруги или супруга.

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Также звучала идея, что молодежь должна иметь четкое представление о как можно большем количестве профессий, а не браться за самую доступную на данный момент. Большинство принципов профориентации, «открытых» в то время, сохранили актуальность и до сегодняшнего дня.

Первое госучреждение по профориентированию

Считается, что самое первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году, но еще раньше в дореволюционной России выпускались специализированные календари и справочники, альманахи, призванные помочь молодежи разобраться во всем богатстве учебных заведений. В 1905 году даже увидел свет справочник для женщин, которые хотели бы получить высшее образование. На тот момент выглядело это, если и не революционно, то по крайней мере очень свежо.

Двадцатый век

история профориентации двадцатый векВыпускались и книги, призванные разъяснить подросткам особенности выбираемых ими профессий. Так, например, «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера издавались на протяжении сорока лет. Даже в смутный 1917 год вышла статья Николая Рыбникова «Психология и выбор профессии», из которой молодые люди могли получить представление о 22 профессиях, для которых требовалось высшее образование.

Тестирования, консультации, исследования

В начале двадцатого века проводились социологические опросы о профессиональной ориентации гимназистов. Задачей таких опросов было выяснить, куда собираются идти школьники для дальнейшего обучения и получения профессии и какими причинами они при этом руководствуются.

После революции советское государство, несмотря на все трудности, не забросило проблему профориентации. Уже в 20-е годы этим активно занимался Народный комиссариат труда, органы народного образования и здравоохранения. Молодому государству срочно требовались квалифицированные специалисты. Появился специальный Институт труда, где изучали профессии с точки зрения психологии. А в 1924 году в Ленинграде появилась Лаборатория профконсультации.

Институты проводили психологические мониторинги выпускников и консультации в области трудоустройства. В течение десяти лет сотрудники обследовали почти 8 миллионов выпускников и составили подробные профессиограммы.

история профориентации бюроВсевозможные бюро для профконсультаций открывались в крупных городах России и Украины. Они занимались изучением профессиональных наклонностей выпускников, подбором работы для них с учетом индивидуальных особенностей с целью предотвращения «текучки» кадров и улучшения качества труда работников.

В 20-е годы профессор Александр Болтунов совместно с коллегами разработал целую систему профориентирования подростков. Каждый ребенок получал подробное заключение о способностях и наклонностях, а также конкретные рекомендации по трудоустройству. Разработанная Болтуновым система также предусматривала активное взаимодействие с биржами труда.

В начале 30-х годов эта система продолжила активно развиваться, появились профессиональные консультанты для оказания помощи в трудоустройстве и профотбору. В школах проблемами профессиональной ориентации подростков стали заниматься и педагоги.

Первый кризис профориентации

Но в середине 30-х картина изменилась: многие приемы по профориентированию подвергли яростной критике и объявили «буржуазными». Некоторое оживление в данной сфере наступило лишь ближе к концу 50-х годов. В крупных городах появились кабинеты профориентации молодежи, вновь открылись центры трудоустройства.

Формально до 80-х годов работу в сфере профессиональной ориентации не запрещали, но более, чем двадцатилетний перерыв в этой сфере привел к тому, что прежние наработки были утрачены, а новых практически не было. В немалой степени это было связано и с тем, что государству требовались рабочие на фермах, заводах, шахтах, целине, свобода выбора не поощрялась.

Возрождение профориентации в СССР

история профориентации сссрТолько в 70-е годы, благодаря трудам психолога Евгения Климова, профессиональная ориентация в СССР начала возрождаться. Многие озвученные им положения не теряют своей актуальности и сегодня. В 80-е годы открылись многочисленные центры по профессиональному ориентированию молодежи, получавшие поддержку со стороны Министерства труда и Министерства образования.

Таким образом, государство признало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. В итоге в СССР возродилась полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.

Второй кризис профориентации

В 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.

Основной упор перенесли на трудоустройство граждан в связи со стремительно растущими темпами безработицы, центры по трудоустройству не справлялись с наплывом желающих и не могли обеспечить всех работой. В срочном порядке появились курсы по профпереподготовке населения. Многие сотрудники центров занятости ушли в коммерческие структуры по подбору персонала.

После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли Положение, в котором утверждалась важность профориентирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в данной сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне.

история профориентации наши дниВ следующей главе «Декады профориентации» речь пойдет о том, как обстоят дела с выбором профессии в наши дни. Подпишитесь на наши обновления, чтобы не пропустить статью.