Хотим поделиться с вами тезисами, которые стали основой выступления Тимура Жаббарова на круглом столе по профориентации в рамках 1-го Молодежного Форума «Молодежь России», прошедшего в ЦВЗ «Манеж».

На протяжении нескольких лет наша компания занимается развитием самых разных навыков у школьников и студентов, в том числе финансовой грамотности, ораторскому мастерству, целеполаганию и целому ряду других умений, полезность которых обычно становится очевидной только во взрослом возрасте. При этом, чем раньше у подростка появляется возможность получить собственный опыт знакомства с навыком, тем проще он становится гармоничной частью его жизни.

Ключевая способность, к которой в той или иной степени сводится работа на многих наших курсах, – это навык осознанного выбора. Именно его развитие легло в основу отдельного тренинга Осознанного Выбора Профессии. При этом для нас куда более важной частью в этом тренинге является именно часть, связанная с выбором. В течение нескольких лет мы наблюдаем удивительным образом сложившуюся ситуацию, в которой ценность собственного выбора подростка становится очевидной для его родителей, а иногда и для самого тинэйджера только в период определения будущей профессии. До момента самоопределения ему уделяется мало внимания, ведь ответственность за все поступки подростка несут на разных этапах родители и преподаватели. При этом, в момент наступления времени выбора будущего пути от подростка ожидают осмысленного решения, принимать которые он во многих случаях ему только предстоит научиться. Я верю, что бывает по-другому, но такие ситуации в нашей практике далеко не единичны.

Вы помните как учились кататься на велосипеде? Сколько времени прошло с того момента как Вы впервые сели на трехколесный велосипед до комфортного ощущения на большом взрослом двухколесном транспорте? Вы можете представить человека, который ни разу не сидел в кресле, на Олимпийской гонке? Примерно так выглядит подросток, который не тренировался выбирать, сталкиваясь с вопросом профессионального самоопределения. Я считаю, что показывать как обращаться с навыком выбора и знакомить с ощущением ответственности полезно каждого человека, как и любого будущего спортсмена, задолго до соревнований.

Любая ментальная способность опирается на ряд ценностей. У каждого человека он свой, и формируется он по большей части до 14 лет на основе модели родителей. Так навык выбора, по нашим наблюдениям, часто ассоциируется с отношением к ответственности.

Итогом нашей работы стал некий постоянно пополняемый набор суждений, которые могут быть полезны как для родителей, так и для всех людей, помогающих подростку на всех этапах его развития. Ниже приведены некоторые из них.

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Я уверен, что развитие навыка осознанного выбора с раннего возраста позволяет подростку, к тому моменту, когда выбор профессии становится для него актуальным, чувствовать себя более уверенно. А уверенность и спокойствие в собственном выборе, при соответствующей поддержке родителей, могут стать залогом того, что род деятельности, который окажется близок подростку, окажется не только способом заработка, но и призванием.

 

«У каждого действия есть последствия»

Думаю

Как бы мне ни казалось, что-то правильным или неправильным, мое представление имеет все шансы не совпадать с тем мнением, которое есть у подростка. Это означает только то, что у нас могут быть разные точки зрения. Зато я точно знаю, что у каждого действия есть последствия: те, которые я могу предсказать прямо сейчас, и те, которые прямо сейчас я не вижу. Вне зависимости от того, что я выбираю делать прямо сейчас, я несу ответственность за все последствия своих действий. Точно так же как и подросток.

Делаю

  • Я спрашиваю у подростка какие он видит последствия того, что он делает сейчас?
  • Я уточняю у подростка каких результатов он хочет добиться своими действиями?
  • Я делюсь тем, какие последствия его действий я вижу?
  • Я позволяю ему действовать согласно его собственному решению, отдавая себе отчет в том, что ответственность за его выбор он несет сам в полной мере.

 

«Выбор и принятие ответственности — это навык»

Думаю

Для того, чтобы научиться кататься на велосипеде нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него – тоже навык. Поскольку для меня важно, чтобы подросток встал на крыло и научился принимать самостоятельные решения, я готов терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить. А ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Делаю

  • Я создаю ситуации, в которых подросток может попрактиковаться в самостоятельном принятии решений, и поддерживаю его в любом выборе.
  • Я позволяю подростку совершать ошибки и то, что я воспринимаю как ошибки.
  • Я разбираю с ним шаги, которые привели его к имеющемуся результату.
  • Я интересуюсь какие уроки он извлек из каждого опыта, и как они могут повлиять на его выбор в будущем.

 

«Вопрос лучше ответа»

Думаю

Когда я хочу получить консультацию, я обращаюсь к человеку, которого считаю специалистом, и задаю ему соответствующий вопрос. После чего я ухожу с ответом, а он остается специалистом в этом вопросе. Я хочу, чтобы подросток сам стал специалистом в жизни.

Делаю

  • Я задаю вопрос подростку и поддерживаю его в поиске его собственного ответа на него.

.