«Вы разве серьезно? Да ну, кто из нас не умеет выбирать!» Примерно так реагируют многие люди на информацию о том, что я «учу выбирать». А между тем умение делать осознанный выбор присуще ничтожно малому проценту наших сограждан. Очень часто народ бросается из крайности в крайность, то «выбирая не выбирать» и полностью отдаваясь на волю случая, то зарабатывая себе нервные срывы на попытках все в жизни учесть и проконтролировать. Между тем с ситуациями выбора мы сталкиваемся тысячи раз за свою жизнь. Не проще ли один раз научиться это делать в подростковом возрасте?

Проблема осознанного выбора

проблема осознанного выбора

Когда подросток решает, куда пойти учиться, это часто своего рода первый шаг: первый раз человек столкнулся с выбором такого масштаба. С выбором достаточно сложным, выбором, чем я хочу заниматься дальше, что мне будет приносить удовольствие, доход. Какие же сложности могут здесь подстерегать?

Это может быть:

— выбор других людей за человека: родители, учителя, наставники могут давить на подростка из самых «благих намерений», которые известно, куда приводят;

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

— опоры не на то, что я действительно хочу каждый день делать, не на то, что драйвит, а на какие-то социально желательные ответы;

— поиск опоры в материальных средствах, по логике: мне все равно, чем заниматься, лишь бы много платили;

— выбор «за компанию»: пойти вместе с друзьями куда-то поступить, либо это престижно, модно и т. д.

Сейчас, кстати, очень большая тенденция обсуждения «профессий будущего», «компетенций будущего»… Я не знаю, что будет в будущем, но это – еще один поиск опоры во вне, а не внутри себя. Безусловно, в это можно играть – но а где же то, что на самом деле хочется делать? К примеру, если человек любит рисовать, ему действительно это нравится, но он смотрит, что художников в будущем не будет, и ему не понятно, на что опираться!

Я бы порекомендовала прежде всего – послушать себя. И это как раз и есть самая большая сложность выбора: услышать себя! Услышать, что мне нравится, к чему зовет меня душа. Это так сложно потому, что в детстве мы мало где выбираем. Начиная от еды, которую мы едим, заканчивая образовательным учреждением. Ну и вообще мало семей, где дают возможность выбирать ребенку. Хотя это можно делать с ранних лет.

Поздравляю, вы в Системе!

3-система

Смарт Курс создал программу сопровождения «Система Выбор». Из каких этапов состоит обучение? У нас сейчас есть двухдневное погружение, где мы рассказываем про основную технологию – метод осознанного выбора – как мы ее понимаем. Это 5 шагов: «остановись», «исследуй», «выбери», «сделай» и «поделись». Если брать систему, то это некий цикл контакта с миром в принципе. Т.е. сначала мы замедляемся и понимаем, что нам действительно нужно, потом исследуем, где это можно взять, потом выбираем – это тоже некий шаг, который может длиться какое-то время, а потом – некое действие. Шаг «поделись» появился какое-то небольшое время назад, его раньше не было. Он про присвоение результатов того, что получилось, про то, чтобы передать свой опыт другим людям. Это завершение цикла выбора.

И вот за эти два дня мы рассказываем технологию, погружаемся в мир каждого участника (а как это происходит у тебя?), и уже пытаемся делать небольшие выборы. И потом в течение 5-ти недель с каждым конкретным ребенком работает наставник. Это вообще отдельная история. Я вот понимаю, что если бы у меня был наставник в 14-15 лет, это было бы просто «Вау!», и многие проблемы были бы решены. И наши участники говорят о том, что наставник – это гвоздь программы. Т.е. два дня – это, конечно, круто, но вот пять недель, когда человек только про тебя, когда он помогает тебе исследовать рынок труда и интересующие профессии, помогает сориентироваться, выполнить задания, которые мы даем – это всегда некое событие.

У нас еще есть такое мероприятие, как «Уикэнд профессий», мы туда приглашаем экспертов из разных областей. И они просто рассказывают, как они находятся на том месте, которое сейчас им нравится, и о том, чем они занимаются. Т.е. это тоже некая среда, которая позволяет подростку дальше познавать себя. Кстати, безумно интересное мероприятие. Туда и взрослые начали ходить, потом мы, конечно, этот поток ограничили, потому что стали задавать вопросы только взрослые, и было непонятно, для кого, собственно, мероприятие. Но, в целом, это тоже еще одна возможность познать себя, узнать, что делать, как осуществить выбор профессии.

Жизнь после Смарт Курса

метод маленьких шагов

Что делать, когда прохождение программы позади и мы остаемся наедине с самими собой? Либо вообще решили учиться выбору без программ, а так сказать, подручными средствами? Я бы, во-первых, шла методом «маленьких шагов», как в любом изменении.  Потому что профориентация – это некое изменение, изменение условий, когда я вдруг направляю свой путь куда-то, в какую-то роль, может быть, или в какие-то иные условия жизни.  Так, маленькие шаги: что мне сейчас важно? Мне сейчас важно, предположим, остаться в школе, учиться, и учиться с удовольствием. А что мне для этого нужно? Ну и так далее. Безусловно, эти шаги должны вести к мечте, к какой-то значимой цели.

Во-вторых, не нужно пытаться сделать выбор на всю жизнь, потому что это очень пугает. И вот этот вот вопрос «кем ты будешь?», который у нас задают с пяти лет – это просто ужасно! Это экзистенциальный вопрос, чуть ли не про смысл жизни, и как человек может с ходу-с лету на него ответить? Вспоминается, как Джон Леннон рассказывал: «Я хочу быть счастливым – и отстаньте от меня!» Пусть счастье, всплеск энергии от мысли о своей цели станет тем маячком, который укажет путь вашему выбору!