Когда нас просят порекомендовать что же делать ребенку / подростку для того, чтобы определиться наконец с профессией, мы, разумеется, отвечаем максимально развернуто и предоставляем ряд самых эффективных технологий, которые позволяют ребенку быстро и рационально разобраться с собственными стремлениями и умениями. Результатом такого рационального разбора становится несколько более или менее близких ребенку направлений, в которых он имеет все шансы добиться успеха (как, впрочем, и во многих других). Что нам редко удается донести до родителей — критически важной составляющей этого самого пресловутого успеха для ребенка являются сами родители: их поддержка, вера и отношение.

Мы долго откладывали это дело, и вот, спустя больше года активной работы с ребятами, все-таки решились составить список полезных советов для родителей, следование которым позволит Вашему ребенку почувствовать себя в полной безопасности дома, свободно с Вами общаться и делиться самыми важными переживаниями — ведь все это и есть основа для Осознанного Выбора. В каждом из пунктов есть наши предложения по тому, что можно и в большинстве случаев будет полезно делать, и то, почему этот пункт мы считаем необходимым для осознанного выбора. Если по какому-то из пунктов вам покажется подходящей наша мотивация, мы уверены, что вы сами найдете тысячу и один способ привнести подобное отношение в жизнь.

 

 

1. Ребенок тоже человек

Думаю

Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков

Мой ребенок — это формирующаяся, а с 14 лет по большей части сформировавшаяся личность со своим характером и взглядом на жизнь. Я уважаю его мнение и принимаю его наравне со своим собственным.

Делаю

  • Я с интересом слушаю то, что мне рассказывает ребенок и принимаю важность того, что для него сейчас важно.
  • Я делюсь с ним тем, что важно для меня и принимаю его мнение по этому поводу.

 

2. Каждый человек имеет право на свою жизнь и ЛЮБОЙ выбор в ней

Думаю

Мой ребенок — это целый самостоятельный мир. Со своими идеями, взаимоотношениями с окружающим миром и собой. И как и любой человек, мой ребенок имеет право сделать свой выбор. Любой: заболеть, поиграть в футбол, или сделать домашнее задание по математике для школы. Тот выбор, который он сделает, будет лучшим выбором, который он видит из своей точки зрения.

Делаю

  • Я напоминаю себе: то, что я вижу, знаю и понимаю — это моя точка зрения, основанная на моем жизненном опыте. Бывают и другие точки зрения. И это нормально.
  • Я уточняю у моего ребенка почему он делает тот выбор, который делает?
  • Я узнаю у него, что для него важного в том, что он делает?
  • Я рассказываю ему что я вижу важного в том, что он делает или не делает?
  • Я позволяю ему делать то, что он считает нужным, рассчитывая на мою поддержку, вне зависимости от его выбора.

 

3. У каждого действия есть последствия

Думаю

Как бы мне не казалось, что-то правильным или неправильным, эта концепция имеет все шансы не совпадать с тем видением, которое есть у моего ребенка. Зато я точно знаю, что у каждого действия есть последствия: те, которые я могу предсказать прямо сейчас, и те, которые прямо сейчас я не вижу. Вне зависимости от того, что я выбираю делать прямо сейчас, я несу ответственность за все последствия своих действий. Точно так же как и мой ребенок.

Делаю

  • Я спрашиваю у моего ребенка какие он видит последствия того, что он делает сейчас?
  • Я уточняю у моего ребенка каких результатов он хочет добиться своими действиями?
  • Я делюсь с ним своим видением последствий его действий?
  • Я позволяю ему действовать согласно его собственному решению, отдавая себе отчет в том, что ответственность за его выбор он несет сам в полной мере.

 

4. Моя жизнь — это моя жизнь

Думаю

Человеческое счастье достаточно тонкая материя, чтобы сказать наверняка — что именно сделает другого человека счастливым. Я понимаю, что мое представление о том как строить жизнь — это лучшее из возможных для меня на данный момент представлений. У моего ребенка есть все шансы сформулировать представление сильно отличающееся от моего. При этом его представление будет лучшим для него.

Делаю

  • Я отвечаю себе на вопрос: чего именно я хочу для своего ребенка в жизни.
  • Я обсуждаю те возможности, которые наблюдаю, со своим ребенком и спрашиваю какие возможности для себя обнаружил он.
  • Я поддерживаю его в том выборе, который они для себя делает.

 

5. Мой ребенок — моя копия

Думаю

Основное и до определенной поры единственное, что делает мой ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей, то есть нас. Все, что мне в нем нравится — это то, что мне нравится наблюдать в себе. Все, что меня в нем раздражает — это то, что я отказываюсь замечать в себе. И если я вспомню как я веду себя в подобной ситуации, я удивлюсь совпадению.

Делаю

  • Я с удовольствием делаю то, что я хочу, чтобы делал мой ребенок. Хочу научить его читать — регулярно и с удовольствием читаю.

 

6. Выбор и принятие ответственности — это навык

Думаю

Для того, чтобы научиться кататься на велосипеде нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде. Поскольку для меня важно, чтобы мой ребенок встал на крыло и научился принимать самостоятельные решения, я готов терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить.

Делаю

  • Я создаю ситуации, в которых мой ребенок может попрактиковаться в самостоятельном принятии решений, и поддерживаю его в любом выборе.
  • Я позволяю моему ребенку совершать ошибки и то, что я воспринимаю как ошибки.
  • Я разбираю с ним шаги, которые привели его к имеющемуся результату.
  • Я интересуюсь какие уроки он извлек из каждого опыта, и как они могут повлиять на его выбор в будущем.

 

7. Вопрос лучше ответа

Думаю

Когда я хочу получить консультацию, я обращаюсь к человеку, которого считаю специалистом, и задаю ему соответствующий вопрос. После чего я ухожу с ответом, а он остается специалистом в этом вопросе. Я хочу, чтобы мой ребенок стал специалистом в жизни.

Делаю

  • Я задаю вопрос ребенку и поддерживаю его в поиске его собственного ответа на него.

 

ВНИМАНИЕ: эти советы максимально актуальны для подростков в возрасте 12-16 лет. Для детей младше важно делать корректировку на возраст и их картину восприятия мира, хотя общий посыл остается тем же. Для родителей детей старше — поздравляю, Вы уже сделали большую часть доступных Вам шагов, пора пожинать плоды.

 .